Вооружение самолетов “Илья Муромец” .

   

Первым практическим шагом в оснащении “Муромцев” стрелковым вооружением было упразднение орудийно-пулеметной площадки с 37-мм пушкой Гочкиса на ней, как не оправдавших себя В начале 1915 г. вместо нее была устроена (в самолетах серии Б) стрелковая установка в центроплане (рис 129), обеспечившая обстрел всей верхней полусферы Стрелок помещался между лонжеронами центроплана, нервюры и обшивка, которого были сняты, мог сидеть на бензобаках и стрелять из двух пулеметов. Иногда на самолете размещались два стрелка. Вертикальные промежутки от центроплана до фюзеляжа были затянуты полотном, что значительно уменьшало индуктивное сопротивление от выреза в центроплане В потолке фюзеляжа был люк для выхода наверх На лонжеронах центроплана были установлены узлы с втулками-гнездами под штырь шкворня пулемета. Далее были установлены кронштейны с гнездом под штырь ружья-пулемета “Мадсен”, иногда отодвижные, в дверях и в окнах для стрельбы с бортов.

Иногда в потолке фюзеляжа за центропланом делали люк, а в нем - поперечные рельсы или же сектор, по которым ходила каретка с гнездом под штырь пулемета, имевшего в этом случае ленточное питание. Пулемет - облегченный “Максим”. В единичных случаях для защиты самолета снизу и сзади оборудовалось “воронье гнездо” - площадка, опускавшаяся из фюзеляжа на тросах с помощью лебедки, имевшая длину около 2 м, на которой стрелок лежал, имея перед собой пулемет, направленный под хвост самолета и также опускавшийся на особом кронштейне. Передний край площадки крепился шарнирно к полу кабины. Чаще подобная установка делалась упрощенно. Стрелок лежал на полу кабины и перед ним опускался лишь открывавшийся назад люк и пулемет.

Стрелковая точка в хвосте фюзеляжа появилась в “Муромцах” серий Г, Д и Е лишь в 1916 г., чем был обеспечен обстрел назад. Вместе с ней была оборудована и носовая установка (перед летчиком, чуть справа), имевшая вид вертикальной щели, в которой крепился на шарнире пулемет с углами обстрела на 25° в стороны и на 60° вверх и вниз. Наконец, в кораблях серии Е был оборудован люк с пулеметом в потолке передней части кабины перед центропланом. Число стрелковых точек достигло восьми. Так, путем последовательных мероприятий был достигнут полный сферический, или, как тогда называли, “шаровой” обстрел, осуществленный впервые в мире на “Муромцах”. Но это было сделано только к 1917 г., а в 1915-1916 гг. широко применялась лишь установка в центроплане и стрельба через окна. Однако при экипаже из четырех человек и этого было достаточно. На самолетах серии Е экипаж составлял уже 7-8 человек.

К стрелковому гнезду в хвосте фюзеляжа шел “рельсовый путь”, состоящий из двух угловых профилей, по которым катилась на роликах тележка. Стрелок ложился на тележку и двигался, перебирая руками кресты расчалок. Находиться все время в задней кабине было почти невозможно: в полете сильно болтало, а при посадке были слишком сильные толчки. Поэтому стрелок направлялся в хвост только по сигналу опасности.

Одновременно с началом работы по вооружению “Муромцев” (1914 г.) были предприняты попытки одеть в броню стрелка на площадке, для чего на Путиловском заводе были изготовлены специальные латы (доспехи) из 2-мм закаленной пали. Были попытки бронировать баки и сиденье летчика, быстро прекращенные, так как весовой баланс самолета не допускал этого, а латы, как и площадка, оказались ненужными.

Любопытные опыты с безоткатной пушкой системы подполковника Гельвига и капитана Орановского были проведены в 1915 г. впервые в мире. Пушка представляла собой комбинацию двух внутренних стволов полевой 3-дюймовой пушки, соединенных торцами (в тандем), общей длиной около 4 м. Один ствол был нормальный нарезной для снаряда, другой - ненарезной для пыжа; замка не было, ствол был открыт с обоих концов. Выстрел происходил без всякой отдачи. Пушка была установлена на заднем лонжероне центроплана. Было произведено несколько выстрелов на земле и два выстрела в воздухе. Однако громоздкость пушки препятствовала ее практическому использованию.

Бомбовое вооружение “Муромцев” тоже пришлось создавать, не имея никакого опыта. Большие габариты кабины позволяли размещать бомбы в фюзеляже и делать внутреннюю подвеску их. Устройство для вертикальной подвески бомб на “Муромцах” серии Б было сделано уже в 1914 г. впервые в мире, а в начале 1915 г. - и на самолетах серии В. Первые “Муромцы”-В с двигателями “Аргус” могли брать до 30 пудов (490 кг) различных бомб массой каждая от 10 фунтов до 2 пудов (33 кг), обычно 25 фунтов (10 кг) и один пуд (16,4 кг) на внутренней подвеске. Бомбы в 5, 10 и 15 пудов подвешивались снаружи, как и 25-пудовая бомба (см. рис. 124), сделанная в 1915 г. у нас впервые в мире, так как нигде за границей еще не было самолетов, способных поднять такую бомбу.

При внутренней подвеске бомбы первоначально подвешивались вертикально вдоль бортов непосредственно за сиденьем летчика. Между рядами бомб оставался достаточно широкий проход, иногда занятый мелкими бомбами, лежавшими прямо на полу и привязанными к нему. Подвеска производилась за крюк на хвосте бомбы на специальных кронштейнах. Позднее стали делать вертикальные шкафы-кассеты с горизонтальной подвеской бомб, для которых обеспечивалась возможность сброса поодиночке или же залпом. Сбрасывание бомб производилось первоначально поворотом рукоятки, а мелких- просто с руки. В 1916 г. был сконструирован электросбрасыватель (ЭСБР), впервые в мире примененный на этих самолетах.

Все работы по стрелковому и бомбардировочному вооружению производились в основном в мастерских Эскадры. Передовым был коллектив корабля № 5 Г. В. Алехновича. На этом корабле были впервые разработаны и осуществлены описанные выше установки, переданные потом в различных сочетаниях на другие корабли.

Корпуса бомб для “Муромцев” изготовлялись главным образом в мастерских московского Технического училища.

В 1914-1915 гг. в условиях отсутствия у противника зенитной артиллерии и истребителей экипажи “Муромцев” отлично использовали простейшие прицельные приборы, делая ряд заходов на цель, при этом бомбометание часто было исключительно удачным и производилось оно только в плоскости ветра. Отмечались случаи попадания в малые по размерам цели: дороги, подвижной состав, обозы, здания, окопы и др.

С появлением у немцев в значительном количестве зенитной артиллерии и истребителей постепенно затруднялась возможность для “Муромцев” делать по нескольку заходов на цель и тем определять пристрелочные поправки. Возникла необходимость выхода на цель и бомбометания с любого направления, а не только вдоль ветра. Работы А. Н. Журавченко в сотрудничестве с другими артиллеристами и с командиром корабля Г. В. Алехновичем дали новое направление делу прицельного бомбометания и подняли его на высокую по тому времени ступень. Им был изобретен “Ветрочет” - треугольник учета бокового ветра.

Все последующие теории прицельного бомбометания и все приборы для этой цели, независимо от их конструкции и сложности, в той или иной мере базируются на принципах, разработанных А. Н. Журавченко. Наш приоритет в этом деле общепризнан.

Следует упомянуть о попытке применить самолет “Илья Муромец” в качестве торпедоносца. Весной 1917 г. морское ведомство обратилось в Увофлот с ходатайством о передаче ему отряда “Муромцев”, которые предполагалось вооружить минными аппаратами и применить для минных атак. В конце июля 1917 г. на один из самолетов был установлен минный аппарат. Отмечалось, что центр тяжести мины (торпеды) пришелся на 1,5 м позади центра тяжести самолета. Однако заводские испытания затянулись и приемка этого самолета не состоялась.

В истории русского самолетостроения “Муромцы” являются одной из наиболее ярких страниц и предметом нашей законной гордости. Они были самобытны, и их создание есть приоритет нашей страны в области конструкций больших самолетов, их вооружения, оборудования и военного применения.

Назад