Самолет КОМТА (или КОМПТА).

   

Самолет КОМТА  - сокращенное обозначение Комиссии по тяжелой авиации при Бюро изобретений ВСНХ, образованной в 1920 г. для разработки проекта и постройки большого самолета на смену устаревшим “Муромцам”. Еще ранее, весной 1919 г., при Главвоздухфлоте была образована комиссия по составлению проекта такого самолета, но дело ограничилось только составлением задания на него. В октябре 1919 г. в Дивизионе воздушных кораблей (ДВК) в Сарапуле возникла та же патриотическая идея построить новый большой самолет. По предложению В. Л. Александрова была образована комиссия. Его проект самолета получился похожим на схему “Ильи Муромца”. Примерно в то же время при ЦАГИ была организована своя комиссия по проектированию тяжелого самолета.

В 1920 г. при рассмотрении в Москве проекта, предложенного ДВК, обе комиссии были объединены в одну, которую и назвали КОМТА. Председателем был Н. Е. Жуковский. В комиссию вошли: Б. Н. Юрьев, В. П. Ветчинкин, В. А. Архангельский, В. Л. Моисеенко, В. Л. Александров, А. А. Байков, М. В. Носов, А. М. Черемухин, К. К. Баулин и А. Н. Туполев (практически не работавший в КОМТА). При выборе схемы самолета было решено не придерживаться схемы “Муромца”. Возникла идея триплана. Н. Е. Жуковский не возражал. Мысль казалась многообещающей, компактность трипланной схемы сулила весовые и другие преимущества. Теория индуктивного сопротивления крыльев самолета тогда не была еще у нас известна. Была сделана модель триплана и выполнены ее продувки в плоской трубе МВТУ. При этом концы крыльев модели почти упирались в стенки трубы, просвет был не более 2 мм. Продувки дали хорошие результаты и укрепили общую уверенность в преимуществах трипланной схемы, на которой и решено было остановиться. Впоследствии когда те же продувки были повторены с просветом в 10 мм между концами крыльев и стенками трубы, все данные резко ухудшились. Но об этом тогда не знали. Решено было строить самолет под два двигателя “Фиат” по 240 л. с. (хоть и старого типа, но надежные и имевшиеся на складах).

Самолет КОМТА был выполнен по схеме триплана с высокой коробкой крыльев, коротким фюзеляжем и бипланным оперением, Влияние “Муромцев” было явным. Это сказалось на форме фюзеляжа и шасси и на известном пренебрежении к центровке, которая была где-то у задней кромки крыльев, но ею и не интересовались. Фюзеляж был расчалочный с полотняной обтяжкой, кабина была 10-местной. Вся конструкция была сделана по типу “Муромцев”.

Постройка была начата 1 января 1921 г. в Сарапуле в ДВК. Общая сборка производилась в Москве на заводе “Авиаработник” и закончилась в марте 1922 г. При первой же пробежке оказалось, что хвост самолета лишь с большим трудом отделяется от земли. Все-таки был произведен небольшой подскок в воздух, закончившийся поломкой костыля. Испытывал самолет командир дивизиона В. М. Ремезюк.

После ремонта, летом 1922 г., стало ясно, что необходимо сместить вперед центр тяжести самолета путем выноса двигателей более чем на 1 м, что и было выполнено. Зимой 1922-1923 гг. произвел руление и пробежку по прямой А. М. Черемухин, потом осенью 1923 и весной 1924 г. на нем летали А. И. Томашевский и Б. Н. Кудрин. Была достигнута скорость 130 км/ч и высота 600 м с неполной нагрузкой. Выяснилась принципиальная непригодность трипланной схемы малого удлинения и невозможность получить удовлетворительные летные данные. Самолет был передан в школу “Стрельбом” в Серпухове.

Назад