Самолет АК-1.

   

Первый советский пассажирский самолет, построенный по специальному заказу на средства НТК УВВС. Перед ЦАГИ, организацией, его строившей, была поставлена задача - выяснить возможность постройки самолетов с толстыми крыльями деревянной конструкции и проверить применяемые методы расчета. Поэтому проектирование и постройка самолета выполнялись ЦАГИ как экспериментальная работа и отчет о них был издан отдельной книгой. Ведущая роль в создании самолета принадлежала Владимиру Леонтьевичу Александрову. Владимир Владимирович Калинин делал часть расчетов. Их же выполнял и Алексей Михайлович Черемухин. Был принят двигатель “Сальмсон” в 170 л. с.; самолет четырехместный, с возможностью размещения третьего пассажира в кабине при экипаже из двух человек. Схема - подкосный высокоплан, крыло трапециевидное в плане, 12 %-ной толщины в местах крепления подкосов. Высота лонжеронов впервые достигала 300 мм. Подкосы крыла - из пары кольчугалюминиевых труб с обтекателем. Фюзеляж - деревянный расчалочный. Впервые были точно установлены и применены нормы прочности для данного типа самолета - 4,5 для расчетного случая А и 3,0 для случая В.

Самолет строился на заводе ГАЗ № 5 “Самолет” с апреля по ноябрь 1923 г. Испытания были начаты 8 февраля 1924 г. Испытывал его летчик А. И. Томашевский. Благодаря вдумчивому проектированию и тщательному выполнению испытания прошли успешно и самолет, названный “Латышский стрелок”, был 15 июня 1924 г. торжественно передан в “Добролет”. На нем было выполнено несколько рейсов на аэролинии Москва-Казань, налетано было более 11 тысяч километров.

В 1925 г. самолет АК-1 участвовал в перелете Москва-Пекин, пролетев с 10 июня по 17 июля 7 тыс. км. Из Пекина были еще сделаны полеты по городам Китая.

Назад