Самолет Р-3 (или АНТ-3).

    Двухместный одностоечный полутораплан обычной схемы, но с некоторыми особенностями. В нем был использован тип фюзеляжа самолета АНТ-2-высокий, треугольного поперечного сечения, в котором наблюдатель-стрелок мог работать стоя. Верхнее крыло почти лежало на фюзеляже.

Задание на проектирование и постройку этого самолета было выдано в начале 1924 г., и в апреле был уже готов его проект под двигатель “Либерти” в 400 л. с. Опытный образец был выпущен в июле 1925 г. В августе летчик В. Н. Филиппов провел заводские испытания, и самолет был передан в Научно-опытный аэродром (НОА) на государственные испытания, проводившиеся до апреля 1926 г. Летали летчик М.М. Громов с летнабом В. С. Вахмистровым. Был отмечен ряд недочетов, но определенных выводов по самолету сделано не было.

Тем временем уже с декабря 1925 г. шла постройка головного экземпляра для серии на ГАЗ № 5 и нескольких экземпляров для предполагавшихся в 1926 г. перелетов в Европу. М. М. Громов рекомендовал установить на эти самолеты двигатель “Нэпир-Лайон” в 450 л. с., что и было утверждено комиссией по дальним перелетам. В головной самолет были внесены некоторые изменения, в частности N-образные стойки коробки крыльев были заменены К-образными. Самолет показал значительно лучшие данные. На таком самолете под названием АНТ-3 “Пролетарий” М. М. Громов с бортмехаником Е. В. Радзевичем выполнил в период с 30 августа по 2 сентября 1926 г. круговой перелет по маршруту Москва-Берлин-Париж-Вена-Прага-Варшава-Москва протяженностью 7150 км за 34 ч 15 мин летного времени. Этим были показаны всему миру успехи советского самолетостроения и искусство наших летчиков.

Вся история самолета Р-3 наглядно иллюстрирует трудности становления цельнометаллического самолетостроения в условиях отставания двигателестроения в 1925-1928 гг.

Назад