Модификации

    АНТ-3 с двигателем “Нэпир” полностью соответствовал самым строгим требованиям к разведчику того времени. Но двигатель “Нэпир” был дорог и на практике пришлось довольствоваться двигателем М-5 в 400 л. с. отечественного производства и на него ориентировать серию в 30 экземпляров, утвержденную к постройке на ГАЗ № 5. Подготовка к запуску в серию велась с ноября 1925. г. Из-за трудностей с подготовкой чертежей и с полуфабрикатами, новизны дела и из-за конструктивных изменений головной самолет был выпущен только в июне 1927 г. Первый экземпляр был с двигателем “Либерти” и несколько - с М-5, уже серийных. На одном из них летчик С. А. Шестаков с бортмехаником Д. В. Фуфаевым совершил дальний “восточный перелет”, продолжавшийся с 20 августа по 1 сентября 1927 г. по маршруту Москва-Сарапул-Омск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск-Чита-Благовещенск-Наньян(Корея)-Окаяма-Токио. Обратный путь был проделан за 11 дней. Всего самолет пробыл в воздухе 153 ч и прошел около 20 000 км.

Р-3 с двигателем “Лоррэн-Дитрих”. В ходе постройки и испытаний различных вариантов Р-3 решено было установить в серии двигатель “Лоррэн-Дитрих” в 450 л. с., купленный в то время во Франции в количестве около 100 шт. Попутно была возможность улучшить центровку самолета, которая при М-5 была слишком задней. Самолет под маркой Р-3 ЛД (рис. 197, б) прошел испытания, закончившиеся к июню 1927 г., и после устранения недочетов постройка серий была передана на завод им. 10-летия Октября. Понадобилось полтора года, чтобы сдать к весне 1929 г. 79 самолетов Р-3 ЛД, которые потом несколько лет состояли на вооружении. Один самолет был передан Аэрофлоту и под названием ПС-3 применялся в Якутии как почтовый.

Один экземпляр Р-3 был выпущен с двигателем БМВ-УТ 500/680 л. с., проходил госиспытания в 1928-1929 гг., но в серии не был, так как при возросших скоростях и потолке снизились его запас прочности и дальность полета.

Были предложения построить вариант самолета Р-3 - бронированный штурмовик (бронирование двигателя, летчика и стрелка), но масса брони, по подсчетам А. И. Путилова, получалась не менее 400 кг и решение переделать один из серийных Р-3 в штурмовик выполнено не было.

Назад