Самолет И-5.

   

Появление его произошло при следующих обстоятельствах. В пятилетний план опытного самолетостроения, подготовленный Авиатрестом в 1927 г. и принятый 22 июня 1928 г., было записано задание А. Н. Туполеву на одноместный истребитель И-5 с двигателем "Юпитер-VI" или с отечественным опытным двигателем М-36, смешанной конструкции со сроком выпуска в сентябре 1929 г. Аналогичное задание было дано Н. Н. Поликарпову на самолет-истребитель И-6 деревянной конструкции со сроком выпуска в июле - августе 1930 г. Практически получилось так, что постройка И-6 шла с опережением сроков, а работы по И-5 (АНТ-12) развертывались медленно ввиду занятости АГОС другими, преимущественно крупными самолетами цельнометаллической конструкции. Однако задание на И-5 сохранялось, так как создание одноместного истребителя, стоящего на уровне требований того времени, было неотложной задачей советского самолетостроения. В декабре 1929 г. было организовано небольшое конструкторское бюро, которому и было передано задание на истребитель И-5. Утверждение получил общий вид самолета, сделанный Н. Н. Поликарповым, почти повторявший схему и размеры И-6. Общий вид, предложенный Д. П. Григоровичем, не был принят.

После разработки проекта самолета всем составом этого КБ 28 марта 1930 г. был утвержден его макет. На постройку было отпущено два месяца, но тут же этот срок был сокращен вдвое. Самолет был построен за один месяц, и 29 апреля летчик Б. Л. Бухольц выполнил на нем первый полет. И-5 был построен в трех экземплярах:

1-й-с двигателем “Юпитер- VII” (высотный) - ВТ-11 (см. рис. 233, а),

2-й - с двигателем “Юпитер- VI” (невысотный) - “Клим Ворошилов”,

3-й-с отечественным высотным двигателем М-15 (2М-15)- “Подарок XVI партсъезду”.

Третий самолет отличался от первых двух капотом двигателя, выполненным по американскому типу НАСА, который закрывал цилиндры полностью. Первый полет этого самолета состоялся 1 июля. На двух И-5 были индивидуальные обтекатели головок цилиндров. В дальнейшем на серийных И-5 ставились кольцо Тауненда, а также обтекатели на колеса.

Вариант И-5 с М-15 не нашел применения. Был установлен двигатель М-22 в 480 л. с. Летные качества И-5 с М-22 были на уровне требований 1930-1931 гг., хотя скороподъемность была чуть ниже, чем при высотном типе исходного двигателя. Испытания самолета и отработку высшего пилотажа на нем проводили летчики-испытатели НИИ ВВС В. А. Степанченок, А. Ф. Анисимов, И. Ф. Петров, И. Ф. Козлов и другие.

Истребитель И-5 хотя и состоял на вооружении около девяти лет, почти до самой Отечественной войны, но начал устаревать с 1933 г. Его развитием были истребители Н. Н. Поликарпова И-15, И-153 и др.

На одном И-5 были сделаны в качестве опыта поворотные управляемые обтекатели на передних стойках коробки крыльев с целью торможения той или иной стороны при маневрировании. В дальнейшем это устройство не применялось.

Было предложение применить И-5 в качестве одноместного легкого штурмовика (ЛШ) с четырьмя пулеметами, но развития оно не получило.

Назад