Схема и конструкция самолета Р-5.

   

Конструкция самолета Р-5 - деревянная из сосны и фанеры, сталь - в узлах мягкая, марки М (предел прочности 40-45 кгс/мм2) с широким применением сварки. Двигатель на опытном экземпляре был БМВ-VI в 500/680 л. с., в дальнейшем - М-17б в 500/680 л. с., а с 1934 г. - М-17ф в 500/730 л. с.

Благодаря хорошо налаженному производству 2 масса конструкции серийного самолета Р-5 была исключительно стабильной и равнялась 1969 кг, масса пустого самолета с несъемным оборудованием - 2169 кг, полетная масса как армейского разведчика - 2955 кг, как легкого бомбардировщика - 3247-3347 кг, предельная масса - 3800 кг.

Фюзеляж самолета был четырехгранного сечения с округленной верхней гранью. Каркас состоял из четырех лонжеронов и 12 рам-шпангоутов, верхних рам жесткости, полов кабин, стрингеров и отдельных раскосов. Обшивка - фанера от 3 до 2 мм. Сборка - на казеиновом клее, железных оцинкованных шурупах и гвоздях. Моторама - ферма из дуралюминовых коробчатых брусьев, соединенных дугообразной клепаной рамой, и из 12 стальных и дуралюминовых стержней - труб с наконечниками, частично регулируемых по длине.

Крылья - нормальной двухлонжеронной конструкции. Лонжероны - коробчатые шириной 80 мм (в переднем лонжероне нижнего крыла 55 мм) при толщине полок в пролетах 30 мм, стенки - из 5-мм фанеры, направленной слоями под углом 45°. Нервюры - из сосновых реек и фанерных стенок с продолговатыми отверстиями облегчения, через которые проходили ленты-расчалки в крыльях (одиночные кресты). Стойки коробки крыльев-дуралюминовые трубы каплевидного сечения с регулируемыми вильчатыми наконечниками. Расчалки - профилированные ленты с наконечниками, несущие - парные № 12 (диаметр исходный и резьбы 12 мм), обратные -одиночные № 11, под центропланом-№ 10 и 7.

Хвостовое оперение - обычной деревянной конструкции, все ободы крыльев и рулей - дуралюминовые. Управление - тросовое, двойное - от летчика и наблюдателя, управление элеронами - дифференциальное, отклонение их вверх - на 32°, вниз - 10° 3'.

Шасси М-образной схемы с резиновой пластинчатой амортизацией. Колеса - первоначально спицевые, с 1933 г. - дисковые тормозные с размерами пневматиков 900х200 мм. Баки - из оцинкованного железа, трубопроводы - медные, радиатор - сотовый выдвижной из латунных тонкостенных трубок фасонного сечения. Управление им - от штурвальчика с цепью Галля.

Профили крыльев - 10 %-ной толщины, с прямой нижней стороной. Центровка самолета: пустого - 24,5 % САХ, в полете в варианте разведчика - 33,7 % САХ, бомбардировщика - 33,5- 35,8 % САХ, при выгорании бензина она могла доходить до 40% САХ.

Вооружение - один пулемет ПВ-1 синхронный и один (впоследствии спарка) на турели, бомб на подкрыльных держателях 256 кг для разведчика (нормальная нагрузка) и 300-400 кг для бомбардировщика (перегрузка).

Назад