Схема и конструкция самолета И-16.

   

Истребитель имел малую полетную массу. минимальные размеры, звездообразный двигатель и короткий бочкообразный толстый фюзеляж. Крыло 16%-ного профиля сопрягалось с фюзеляжем сильно развитыми зализами.

Конструкция И-16-типично смешанная. Фюзеляж-деревянный, монокок, выклеенный из шпона, с переменной толщиной стенок: от 4 мм в передней части до 2,5 мм в хвостовой. Каркас фюзеляжа составляли четыре лонжерона и 11 шпангоутов-рамных, из сосновых реек фанерных стенок, коробчатого сечения; стрингеры- рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности монокок изготовлялся из двух половин (правой и левой), стыкованных в плоскости симметрии самолета.

Лонжероны центроплана - форменные, клепаные из труб ХМА, позднее - из труб ХГСА; нервюры - форменные цельнодуралюминовые из коробчатых профилей с кницами. Обшивка центроплана- целиком из Д1. Лонжероны консолей крыла-с полками из труб ХМА и стенками из Д6. Соединение полок лонжеронов центроплана и консолей - накидными гайками. Носок крыла - дуралюмин0,5 мм, зализы - выклеенные из шпона. Обтяжка консолей - полотно.

Элероны - щелевые, отчасти выполнявшие функцию закрылков путем одновременного опускания на 15° при посадке. Элероны и оперение - из Д6 с полотном. Управление рулем высоты и элеронами - жесткое, рулем направления и шасси - тросовое (кроме последних выпусков И-16). Шасси состояло из двух отдельных пирамид и было оригинальной конструкции, свойственной тому времени, когда пневмо- и гидросистемы с силовыми цилиндрами еще не вошли в практику и распространены были лишь механические ручные тросовые приводы.

Назад