Самолет Ил-4.

   

Первоначально такой самолет проектировался им (недолго) по схеме летающего крыла с двумя двигателями М-34, но эта схема, в разработке которой принимал участие В. В. Никитин, была вскоре оставлена и заменена обычной низкопланной схемой под два двигателя М-85. Этот самолет был выпущен в двух вариантах ЦКБ-26 (1935 г) и ЦКБ-30 (ДБ-3, 1936 г.).

ЦКБ-26 - низкоплан с довольно тонким фюзеляжем овального сечения и с большими зализами крыла, под которыми фюзеляж имел постоянное сечение почти на половине своей длины. Внешне самолет отличался короткой тупой носовой частью фюзеляжа. Конструкция его - деревянный монокок с фанерной обшивкой толщиной 5 мм в цилиндрической передней части и выклеенной из шпона задней частью с толщиной обшивки до 2,5 мм на конце. Снаружи монокок был оклеен полотном на аэролаке. Кабина летчика - как в И-16 (ЦКБ-12), задней верхней стрелковой точки не было. Вооружение: стрелкового не было, бомбы - до 1000 кг на наружной подвеске. Конструкция крыла, оперения, шасси и силовой установки - как в следующем самолете ЦКБ-30.

На этом самолете летчик В. К. Коккинаки установил в 1936 г. несколько международных рекордов. 17 июля - высота 1 1 294 м с грузом 500 кг, 26 июля - высота 1 1 402 м с грузом 1000 кг, 3 августа - высота 12 816 м с грузом 500 кг, 21 августа - высота 12 101 м с грузом 1000 кг, 7 сентября - высота 1 1 005 м с грузом 2000 кг, 26 августа 1937 г. - скоростной беспосадочный перелет по треугольнику Москва - Севастополь - Свердловск - Москва протяженностью 5018,2 км с контрольным грузом 1000 кг за 16 ч со средней скоростью 325,3 км/ч (три международных рекорда). На ЦКБ-26 В. К. Коккинаки впервые в СССР выполнил петлю на двухмоторном самолете.

В серии ЦКБ-26 не строился, так как был по существу экспериментальным самолетом. Его развитие - ЦКБ-30 металлической конструкции.

ДБ-3 (ДБ-Зб, ЦКБ-30) - дальний бомбардировщик. Опытный экземпляр назывался ЦКБ-30, другое название - ДБ-3 сохранялось в 1936 - 1938 гг. С 1938 г. самолеты типа 1936 г. для отличия от последующих модификаций стали называть ДБ-Зб.

Полетная масса опытного экземпляра была 6250 кг. При этом расчетные разрушающие перегрузки были приняты с запасом: na = 8,17; nc = 5,l; nс = 3,38 и nD = 2,5. Масса пустого самолета без вооружения и съемного оборудования была сначала около 4200 кг. Постепенно масса возрастала по мере усложнения оборудования, а также вследствие конструктивных усилений и производственных утяжелений. В поздних серийных, уже ремонтированных экземплярах, она дошла до 5270 кг, а полетная перегрузочная масса в разных вариантах нагрузки доходила до 9700 кг. В этом случае na. =5,3. Оптимальная центровка - на    на 28% САХ.

Назад