Модификации.

   

ДБ-ЗТ - это ДБ-Зб в варианте торпедоносца, выпущенный в 1938 г. Конструктивных отличий в планере от ДБ-3 не было. Торпеды 45-36-АН и 45-36-АВ1. Самолет ДБ-ЗТ состоял на вооружении и применялся в Великой Отечественной войне.

ДБ-ЗТП  -торпедоносец поплавковый, тот же, что ДБ-ЗТ, но установленный на поплавки типа «Ж». Для этого пришлось усилить лонжероны и узлы центроплана и другие места. Выпущен в 1938 г. Поплавковый вариант как принципиально устаревший принят не был, и с тех пор военные поплавковые самолеты у нас не строились.

Самолет ДБ-3 строили серийно на трех заводах. Двигатели последовательно менялись с М-85 на М-86, М-87, М-87А.

Винты фиксированного шага (ВФШ) двигателей М-87А лишь в 1939 г. были заменены винтами изменяемого в полете шага типа ВИШ-3. Это дало прирост скорости на 33 км/ч до высоты 4000 м, а на 5000 м - 50-52 км/ч, потолок увеличился на 1300 м. Самолеты применялись в войне с белофиннами и в Великой Отечественной войне, в частности - в бомбардировочных налетах на Берлин.

Использовались они преимущественно в ночных налетах в составе авиации дальнего действия. С 1940 г. ДБ-3 стал сменяться самолетами ДБ-ЗФ, переименованными затем в Ил-4.

ДБ-ЗМ - первоначальное обозначение самолета ДБ-ЗФ первых серий с двигателями М-87Б и М-88.

Ил-4 (ДБ-ЗФ). В августе - сентябре 1939 г. прошел госиспытания этот вариант - модернизация ДБ-3 тех же размеров и очертаний, за исключением кабины штурмана - удлиненной, остроносой с большой площадью остекления. Но конструкция планера самолета была изменена полностью и радикально в соответствии с требованиями плазово-шаблонного метода производства. Из нее были полностью устранены трубы и U-образные профили и все сопутствующие им мелкие сварные узлы. Лонжероны крыла (на прежних местах) стали двутаврового сечения: полки-стальные (ЗОХНЗА) профили-тавры, стенка - дуралюминовая листовая с вертикальными усилительными углобульбовыми профилями с подсечкой их у полок. Шпангоуты и нервюры - листовые с отбортовками, малкованными на наружный угол в процессе штамповки резиной, без ручной доводки, без подгонки и без полос-прокладок, без сварки с рентгеноконтролем, без трудной внутренней клепки. Это был важный принципиальный шаг в области конструкций, обусловленный повсеместным внедрением у нас плазово-шаблонного метода производства цельнометаллических самолетов после освоения и проверки всего метода при внедрении самолета Ли-2. Трубы и сварка оставались в моторамах, шасси и немногих других местах; вся жесткая проводка управления самолетом не менялась. Все элементы конструкции были пересчитаны на прочность соответственно все возраставшей полетной массе, связанной с увеличением дальности (баки в носках крыла). Конструкция стала достаточно простой. Была введена пневматическая система уборки шасси вместо масляно-пневматической.

Эталон ДБ-ЗФ на вторую половину 1940 г. был выпущен с двигателями М-88 в 1100 л. с., с винтами изменяемого шага ВИШ-23 и имел полетную массу 8033 кг, доведенную с перегрузкой до 10 153 кг. Поэтому скорость по сравнению с серийным ДБ-3 с М-87А возросла лишь на несколько километров в час и достигла 435 км/ч на высоте 6800 м.

Обозначение Ил-4 было введено в марте 1942 г. Ил-4 выпускался серийно, сменив в 1940-1944 гг. ДБ-3. Формы и размеры его уже не менялись, но из-за дефицитности дуралюмина во время войны пришлось во многих сериях консоли крыла и носовую часть фюзеляжа изготовлять из дерева и фанеры.

Ставились двигатели М-88Б (1100 л. с. на высоте 4000 м и 1000 л. с. на высоте 6000 м). Пробовали ставить двигатели М-82, М-89 и М-90 (в серии не строили).

В 1943 г. на Ил-4ТК была испытана экспериментальная герметическая кабина для летчика и штурмана - общая, несколько увеличенная по высоте. Назначение этих работ - освоение больших высот, которое в то время проводилось как на истребителях, так и на бомбардировщиках. На двигателях М-88Б стояли турбокомпрессоры ТК-3.

Первоначально использовались винты ВИШ-23, потом - флюгерные ВИШ-61-ИФ и АВ-5Ф-158А. Масса пустого самолета в 1942 г. достигла 6421 кг, полетная- 10055 кг. Полеты с бомбами в перегрузку стали правилом, причем взлетная масса в перегрузочном варианте достигала 12 120 кг с 2500 кг бомб.

Год от года вносились изменения, добавления, улучшения. Поэтому дать какие-то единые цифровые показатели для Ил-4 невозможно, так как летные данные при различных испытаниях относились к различным массам. Во всяком случае максимальная скорость у земли была в пределах 330-350 км/ч (позднее с М-82 она достигала 368 км/ч), на высотах порядка 4500 м (первая граница высотности) - до 400 км/ч, а на 6000-6500 м (вторая граница высотности) -до 445 км/ч. Наружная подвеска бомб, торпед соответственно снижала эти цифры. Дальность была порядка 3500 км (с двигателем М-82 - порядка 1640 км при нормальном запасе топлива), потолок - до 10000 м.

Вооружение: первоначально три пулемета ШКАС, потом два пулемета ШКАС и один пулемет БС или пулемет УБТ (на турели) с 500 патронами. Пробовали две пушки ШВАК.: впереди со 120, на турели с 240 снарядами. Бомбовая нагрузка нормальная (на внутренней подвеске) - 1000 кг, предельная - 2700 кг. Емкость топливных баков 3855 л в самолете ДБ-ЗФ, а первоначально в самолете ДБ-Зб емкость была 2860 л - десять баков, из которых четыре были встроены в консоли крыла, и их обечайки служили обшивкой крыла. Протектирования не было. В самолете ДБ-ЗФ количество баков (при большем их объеме) уменьшили до шести, из которых встроенных было только два. В варианте торпедоносца бомба в 1000 кг заменялась торпедой 45-36-АН, сбрасываемой с малых высот, или торпедой 45-36-АВ - с больших высот. Кроме бронеспинки сиденья летчика стали бронировать и место стрелка (6-9-мм бронеплитка).

Ил-4 применялся еще как буксировщик планеров А-7 и Г-11 и для сбрасывания десанта до 7 человек. В 1946 г. был выпущен в нескольких экземплярах гражданский вариант Ил-4 для аэрофотосъемки, использовавшийся в системе Министерства геологии. Фотоаппаратура устанавливалась в бывшем бомбоотсеке.

Был произведен опыт применения теплового антиобледенителя крыла и стабилизатора, с обогревом также и задней кабины, с тремя подвесными калориферами. Скорость уменьшилась на 7 км/ч. Иногда вводилось дополнительное усиление хвостовой части фюзеляжа четырьмя наружными лонжеронами-профилями, капотов двигателей и носовой кабины.

Всего было построено 1528 самолетов ДБ-3 и 5256 самолетов ДБ-ЗФ (Ил-4) в разных модификациях. Они широко применялись в Великой Отечественной войне.

Назад