Схема и конструкция самолета МБР-2.

   

Особенностью форм лодки МБР-2, имевшей два редана, была большая поперечная килеватость по оси корпуса на переднем редане (до 35°) с глубоко вогнутым днищем и острыми скулами. Такая форма днища, обоснованная протасками модели, была исключительно благоприятна для посадки, хотя и не оптимальна для разбега. Было бы выгодно скруглить участок днища у киля, но конструктивно такое днище легче осуществимо в металле, чем в дереве. Поэтому в интересах производства и удобства ремонта форма днища была принята острокилеватая.

Продольный силовой набор корпуса лодки составляли четыре скуловых стрингера (из ясеня), киль и две пары параллельных ему кильсонов, выполненных по типу коробчатых лонжеронов, и ряд легких стрингеров - соосных планок под обшивкой днища, бортов и палубы. Поперечный набор составляли рамные шпангоуты, из которых два узловых шпангоута под лонжеронами центроплана, а также два шпангоута, ограничивающие кабину летчиков, были усиленные с фанерными переборками. Во всех шпангоутах, кроме задних (за вторым реданом), был развитой флор в виде поперечной стенки-балки, сквозь которую проходили киль и четыре кильсона. Обшивка лодки - фанера, в основном 3-мм, на переднем редане - до 6 мм, в хвостовой части лодки - 2,5мм. Сборка корпуса лодки - на железных шурупах и гвоздях (оцинкованных) и на казеиновом клее. Вся наружная поверхность лодки была оклеена полотном на аэролаке.

Крыло профиля МОС-27 18 %-ной толщины в центроплане и 10 %-ной на концах консолей. Конструкция крыла была кессонная: два лонжерона - на 18 % и 50 % длин хорд - коробчатые, поверхность крыла между ними - из 3-мм фанеры. Между лонжеронами - рамные деревянные нервюры с большим овальным отверстием в фанерной стенке, окантованным рамкой. Носовые и хвостовые части нервюр - легкие форменные из швеллеров с отбортованными внутрь краями их полок. Каркас оперения и элеронов - цельнометаллический. Обтяжка носков, задней половины крыла и всего оперения - полотно.

Конструкция самолета МБР-2 менялась мало, несмотря на некоторые ее органические дефекты. Так, большие неприятности причиняла в эксплуатации донная обшивка носовой части лодки. Полотно, приклеенное аэролаком к фанере, идеально держится на выпуклой поверхности, хорошо - на плоской, но на вогнутой поверхности днища, особенно на переднем редане, оно часто отставало, между фанерой и полотном набиралась вода, фанера загнивала и приклеить к ней полотно повторно было невозможно. Тогда вошло в практику, сменив фанерную обшивку днища, не оклеивать его полотном, а густо покрывать “кузбасслаком”. При этом кили и нижние скулы окантовывались полоской алюминия толщиной 0,8 мм.

Двигатель - первоначально БМВ-VIф, потом М-17б- был установлен на деревянных брусьях и стальных трубах-стойках круглого сечения с обтекателями. Впереди - лобовой радиатор и маслобак. Винт - деревянный четырехлопастный (для меньшего диаметра), спаренный. Бензобаки - между лонжеронами центроплана.

Для использования самолета зимой на лыжах было сконструировано инженером А. К. Беленковым шасси пирамидальной схемы с вертикальными стойками под передний лонжерон центроплана.

Назад