Самолет АНТ-9.

   

В 1927 г. стала ощущаться потребность в солидном пассажирском самолете отечественной конструкции, достойном нашей страны, взамен немецких самолетов. В октябре 1927 г. был поставлен вопрос о создании большого пассажирского самолета и в декабре было поручено ЦАГИ его проектирование. В октябре 1928 г. был утвержден макет самолета, а к 1 мая 1929 г. ударными темпами постройка его была закончена и самолет был выставлен на Красной площади в Москве для обозрения. В мае-июне проходили госиспытания самолета, вовремя которых 6-12 июня был совершен перелет Москва-Одесса-Севастополь-Одесса-Киев-Москва (экипаж-Громов, Михеев, Спирин). Вслед за ним, с 10 июля по 8 августа, на этом самолете, получившем название “Крылья Советов”, М. М. Громов с восемью пассажирами выполнил выдающийся международный перелет по маршруту Москва-Травемюнде-Берлин-Париж-Рим-Марсель-Лондон-Париж-Берлин-Варшава-Москва протяженностью 9037 км за 53 летных часа со средней скоростью 177 км/ч.

С мая того же года было начато внедрение самолета в серийное производство. Было ясно, что самолет получился удачным, а конструкция его - доведенной. С самолетом не было трудностей в эксплуатации, но они возникли с двигателями. Взамен импортных “Титанов” решено было ставить отечественный двигатель М-26 в 300 л. с. Однако из-за выявившихся дефектов эти двигатели вскоре были сняты с производства и самолеты АНТ-9 пришлось переделывать под два двигателя М-17. Лишь на нескольких из них были установлены двигатели “Райт” в 300 л. с. с трехлопастными металлическими винтами изменяемого на земле шага и с немного увеличенным вертикальным оперением (его потом стали делать на всех АНТ-9). Головной такой экземпляр прошел испытания в сентябре 1930 г. Самолет в общем был удачным, устойчивым в полете, но стал более строгим в управлении. Скорость не возросла. Полет при остановке среднего двигателя “Райт” был возможен на высоте 1200 м, одного из крайних - на высоте 200 м. Всего за 1931-1932 гг. было выпущено около 70 самолетов в основном с М-17.

В 1933 г. два самолета с “Райт” были переданы в Дерулюфт для эксплуатации немцами, которые обтянули крыло полотном поверх гофра, чем несколько увеличили скорость. Несколько АНТ-9 с “Райт” использовались в ВВС в качестве штабных самолетов. Был вариант военный с турелью и выдвижной башней, но он не доводился. Велись переговоры о санитарном варианте. Транспортные варианты описаны ниже.

Назад