Схема и конструкция самолета АИР-6.

   

АИР-6 представлял собой подкосный высокоплан смешанной конструкции. Крыло - деревянное, прямоугольное в плане, двухлонжеронное, с закруглениями на концах, крепится к верхнему лонжерону фюзеляжа шарнирно. От каждого лонжерона крыла к низу фюзеляжа идут два подкоса из стальных труб с контрподкосами.

Силовой каркас крыла состоит из 2 лонжеронов и 18 нервюр (из них 4 - усиленных). Носок крыла до первого лонжерона зашит фанерой толщиной 1 мм. Пространство между первым и вторым лонжеронами расчалено четырьмя крестовинами из стальной проволоки. В корневой части крыла размещены баки с горючим.

Элероны - дюралюминиевые, в первом варианте самолета по длине - неразъемные, на всех серийных образцах состояли из двух равных частей. Лонжероном элерона служит дюралюминиевая труба диаметром 50 мм. Обшивка элерона - полотняная.

Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Сверху и снизу фюзеляжа находятся полукруглые гаргроты, образованные дополнительными рамками и стрингерами. Обшивка фюзеляжа - полотняная. Приборная доска оборудована всеми пилотажными навигационными приборами, обеспечивающими длительный полет в разных метеорологических условиях. Спереди размещено сиденье для летчика, перед ним - обычные рычаги управления и педали. На левом борту находятся рычаги управления газом двигателя, на правом - штурвальчик регулировки угла установки стабилизатора. За сиденьем летчика - диван на два места для пассажиров. Внутри кабина в передней половине обшита линолеумом, остальная часть отделана байкой. В бортах фюзеляжа и спереди кабины застекленные окна и двери с обеих сторон. Впереди фюзеляжа на моторной раме расположен двигатель М-11.

На некоторых серийных самолетах АИР-6 более поздних выпусков двигатель заключался в кольцевой капот, а винт был снабжен коническим коком, Оперение - нормальной схемы, подкосно-расчалочное. Стабилизатор - двухлонжеронный, крепится к фюзеляжу на подкосах и на двух парах расчалок. Угол установки стабилизатора - регулируемый в полете. Руль высоты и руль направления имеют осевую аэродинамическую компенсацию. Проводка для управления стабилизатором, элеронами и рулем направления - тросовая, рулем высоты - жесткая из трубчатых дюралюминиевых тяг. Обшивка оперения - полотняная,

Шасси - безосное, пирамидальное, со стойками из стальных труб эллиптического сечения. Одна из стоек - с амортизаторами.

На первом опытном самолете АИР-6 амортизаторы шасси были взяты с самолета ПО-2, где резина работала на растяжение. На серийных АИР-6 амортизация шасси состояла из одиннадцати резиновых шайб, работающих на сжатие. Амортизатор шасси закрыт специальным дюралюминиевым обтекателем. Колеса такие же, как у ПО-2, но с закрытыми спицами. На некоторых серийных самолетах более поздних выпусков на колесах ставились обтекатели. Костыль - металлический, укреплялся на хвостовом окончании фюзеляжа, снабжен амортизационной ногой с резиновыми прокладками, работающими на сжатие. Костыль поворачивался вокруг вертикальной оси вместе с рулем направления от педалей.

 

Назад