Модификации.

  

УТ-2Л. Учитывая важность подготовки летных кадров, конструкторский коллектив, возглавляемый А.С.Яковлевым, и в самые тяжелые военные годы совершенствовал наш основной учебный самолет УТ-2. В частности в 1942 году был создан и освоен в серийном производстве УТ-2М, а в конце 1943 года спроектирован новый учебный самолет УТ-2Л. Разрабатывая его проект, конструкторы стремились по возможности максимально сблизить учебный самолет с боевым, чтобы сократить сроки ввода молодых летчиков в строй. На УТ-2Л были установлены тормозные колеса, посадочный щиток, закрытая кабина и т.д. Испытания, которые начались летом 1944 года, показали, что и по технике пилотирования УТ-2Л значительно проще, чем УТ-2.

Конструкция двухместного УТ-2Л деревянная. Крыло двухлонжеронное с гладкой фанерной обшивкой. Фюзеляж - ферменный, также деревянный с фанерным гаргротом. Каркас оперения и элеронов - дюралевый. Обшивка полотняная. Шасси неубирающееся, с масляно-газовой амортизацией. Тормозные колеса закрыты обтекателями. Под центропланом был установлен посадочный щиток. Обтекаемый капот, закрывавший головки цилиндров, заметно снизил лобовое сопротивление самолета и улучшил тепловой режим работы мотора М-11Д мощностью 145 л.с.

Предполагалось, что выпуск УТ-2Л начнется по мере сокращения потребностей фронта в боевых машинах. Однако к 1944 году наша авиация уже имела на вооружении машины, обладающие очень высокими скоростями, промышленность выпускала в основном самолеты цельнометаллической конструкции. Поэтому выпуск в 1945 году даже учебного деревянного самолета был признан нецелесообразным. УТ-2Л серийно не строился. На основе УТ-2Л сразу после окончания войны был создан цельнометаллический Як-18. По внешнему виду и геометрии Як-18 во многом напоминает УТ-2Л. На этой послевоенной машине были использованы также некоторые элементы, испытанные на УТ-2Л и Як-5, включая силовую установку с винтом изменяемого шага, посадочный щиток, убирающееся шасси, фонарь кабины и другие.

Стоит отметить свойственный коллективу ОКБ, возглавляемому А.С.Яковлевым, комплексный подход к созданию учебных самолетов - сразу двух по возможности максимально унифицированных - двухместного и одноместного. Их последовательное использование в процессе обучения позволяет быстрее, с меньшими затратами готовить квалифицированных летчиков, Такими самолетами были созданные в 1935 году двухместный УТ-2 и одноместный УТ-1, в годы войны - опытные УТ-2Л и Як-5, в послевоенные годы двухместный Як-18А и одноместный пилотажный Як-18П; реактивные двухместный Як-30 и одноместный Як-32; поршневые одноместный пилотажный Як-50 и двухместный Як-52.

УТ-2МВ. В 1942 г. ОКБ А. С. Яковлева разработало вариант вооруженного самолета УТ-2В, предназначенного для обучения бомбометанию в летных училищах. Самолет выпускался серийно.

На основе опыта постройки УТ-2В и, по-видимому, опираясь на опыт боевого применения вооруженного самолета УТ-1, заводом N247 был оборудован и прошел испытания в НИИ ВВС вооруженный самолет УТ-2МВ с мотором М-11Ф (140 л. с.), предназначенный для боевого применения на фронте в качестве легкого бомбардировщика.

За основу был взят модернизированный самолет УТ-2М, обладающий большими запасами устойчивости и менее строгой техникой пилотирования.

Под крылом устанавливались четыре бомбардировочных замка ДЕР-31, обеспечивающих подвеску четырех бомб калибра 50 кг при одном члене экипажа и двух бомб по 50 кг при двух членах экипажа. Возможна была подвеска восьми реактивных снарядов РС-82 и двух бомб по 50 кг при одном члене экипажа. С РСами самолет мог применяться как легкий штурмовик.

Испытания вели ведущий инженер-летчик Синельников и ведущий инженер Калилец. В ходе испытаний было установлено, что точность бомбометания низкая. Максимальная скорость полета - 176 км/ч.

В своем письме А. И. Шахурину А. С. Яковлев писал: "Данное вооружение будет весьма эффективным при применении самолета в качестве ночного легкого бомбардировщика-штурмовика". Яковлев просил Шахурина дать распоряжение об изготовлении 20 самолетов УТ-2 с бомбардировочным и реактивным вооружением для посылки на фронт в составе одного полка в целях проверки их качеств в боевых условиях.

В соответствии с постановлением ГОКО от 9 сентября 1942 г. завод № 600 приступил к серийному производству самолетов УТ-2МВ. В 1942 г. предполагалось изготовить 17 серийных УТ-2МВ. Причем внедрение установки балок РО-82 предполагалось осуществлять с 1943 г. Однако серийный выпуск так и состоялся.

УТ-2 эталон 1944 г. был выпущен в 1943 г. Еще в 1942 г. кабины были закрыты общим прозрачным фонарем, потом добавлены обтекатели головок цилиндров двигателя, изменено шасси, введено хвостовое колесо, посадочные щитки, отклоняемые на 50°, и др. Это стал по существу уже другой самолет, переходный к будущему Як-18. Но и обычный УТ-2 с двигателем М-11 строился до 1944 г. Соответственно нуждам военного времени их выпускали до четырех экземпляров в день. Данные самолетов УТ-2 в серии имели некоторые колебания. Так, с двигателем М-11Д в 115 л. с. скороподъемность и потолок были выше, чем с двигателем М-11 в 100 л. с. (4700 м вместо 3500).

Во время войны были единичные попытки применить УТ-2 в качестве легкого бомбардировщика, наподобие У-2, с 200 кг бомб и более. Таким был, например, УТ-2МВ с двигателем М-11Д: полетная масса 1150 кг, скорость у земли 177 км/ч, время подъема на 1000 м составило 8 мин, потолок 3350 м. Проходил госиспытания, но в серию не был запущен.

Инженер К. А. Москатов переделал на фронте в 1942 г. УТ-2, поставив на кабины фонарь с противокапотажным выступом среднего шпангоута, предохранявшим летчиков, и триммеры на рули и элероны. Иногда самолет вооружали одним или двумя пулеметами ШКАС и подвешивали снаряды PC. В ОКБ производились переделки и улучшения УТ-2 (самолеты № 23 и № 24 с МВ-6), не отразившиеся в серии.

С 1938 до 1948 г. УТ-2 являлся основным самолетом школ первоначального обучения ВВС. На нем прошли подготовку сотни тысяч военных летчиков. Много самолетов УТ-2 использовалось в аэроклубах вплоть до 50-х годов.

Всего самолетов УТ-2 за 1938-1948 гг. было выпущено 7243 экз. Он сменился типом Як-18, но еще до прекращения серийного выпуска был построен и прошел заводские испытания уже упомянутый эталон 1944 г. Масса пустого самолета была 633 кг, полетная - 905 кг (тренировочный) и 991 кг (связной). 

Назад