Модификации.

   

МиГ-3 - АМ-37 (МиГ-7) строился в одном экземпляре, но государственных испытаний не прошел из-за некондиционного двигателя. АМ-37 с 1941 г. уже не производился.

Самолет МиГ-3 в 1941 -1943 гг. имел много модификаций, в основном по силовой установке, в которых сохранялось крыло той же площади - 17,44 м2 и того же размаха - 10,2 м; длина самолета менялась незначительно. Эти самолеты выпускались после прекращения серийной постройки и имели целью улучшить тип МиГ-3 в сторону увеличения скорости на высоте и потолка.

МиГ-9 - М-82 (МиГ-3 - М-82, «ИХ») - первый опыт смены рядного двигателя на звездообразный М-82 взлетной мощностью 1700 л. с. и на высоте 6500 м - 1330л. с. Самолет был выпущен в пяти экземплярах в самом конце 1941 г. в эвакуации, испытывался в 1942 г. (ведущий инженер И. Г. Лазарев, летчик-испытатель В. Е. Голофастов).

Самолет оказался неудачным. Лобовое сопротивление звездообразного двигателя при сравнительно узком фюзеляже оказалось больше расчетного, не было еще должной внутренней герметизации. Имели место вибрации хвостового оперения и плохая управляемость. Скорость получена была всего 565 км/ч на высоте 6150 м, потолок - 8700 м. Были выполнены продувки в натурной аэродинамической трубе, а самолет был возвращен в ОКБ для переделок. Вооружение - три пулемета УБС.

Первый экземпляр, проходивший испытания на Калининском фронте, имел еще два синхронных пулемета ШКАС.

И-211 («Е») -с двигателем АШ-82ФН, но фюзеляж по сравнению с самолетом «ИХ» был переделан для более плавного сопряжения капота и регулируемых створок с бортами, кабина немного сдвинута назад, носок киля удлинен вперед, воздухозаборники маслорадиатора - в передней кромке центроплана у бортов фюзеляжа, стабилизатор поднят. Вооружение: две пушки ШВАК, синхронные в центроплане.

Испытания проходили летом 1943 г. Была получена скорость 670 км/ч на высоте 7000 м, время набора 5000 м 4 мин. Однако, несмотря на хорошие данные, в серии не строился, так как с тем же двигателем уже вовсю шло производство самолета Ла-5. Было только 2 экземпляра, прошедших заводские испытания.

МиГ-ЗУ (улучшенный, И-230, «Д») - дальнейшее развитие МиГ-3 при том же двигателе АМ-35А, но с двумя синхронными пушками ШВАК, с новым деревянным фюзеляжем от моторамы, облагороженной аэродинамикой водорадиатора, всасывающими патрубками в корне крыла, облегченным шасси и другими усовершенствованиями. По конструктивно-силовой схеме явился воплощением исходного проекта «X», начатого еще при Н. Н. Поликарпове - без центральной сварной фермы фюзеляжа.

За счет попутного облагораживания внешних форм и снижения массы на И-230 удалось получить более высокие характеристики, чем на МиГ-3. Вопрос о возобновлении серийного производства МиГ был поднят, однако для 1943 г. его сочли нецелесообразным при все возрастающем выпуске Яков и Ла. Шесть летных экземпляров МиГ-ЗУ («Д»), построенных силами опытного завода, были отправлены на Калининский фронт, где действовали с известным успехом.

Назад