Схема и конструкция самолета Ил-2.

   

Конструкция ИЛ-2 была смешанная. Бронекорпус фюзеляжа, его передняя часть - капоты двигателя - состояли из листов стальной брони АБ-1 толщиной 4 мм (капоты), 5 мм (пол и бока), 7 мм (задняя стенка кабины стрелка); защита двигателя сверху - листовой дуралюмин в 5 мм. Общая масса бронирования - около 700 кг. Стыковка и крепление кусков брони - на 5- и 6-миллиметровых стальных заклепках на дуралюминовых профилях и полосах каркаса. Задняя часть фюзеляжа - деревянный монокок, выклеенный из березового шпона и фанеры (на прямых участках). Шпон - в виде лент толщиной в среднем 0,8 мм и шириной до 100 мм. Средняя толщина стенок монокока -5 мм (с клеем). Крыло и оперение дуралюминовые.

В связи с появлением кабины стрелка изменилась конструкция бронекорпуса, а также хвостовой части фюзеляжа (деревянной). Кабину стрелка оборудовали вне бронекорпуса за бронеперегородкой заднего топливного бака. Спиной к перегородке на подвесной брезентовой лямке сидел стрелок, защищенный от огня со стороны хвоста самолета бронеперегородкой толщиной 6 мм. Вырез в верхней части фюзеляжа под кабину стрелка окантовывался отштампованным из дуралюминового листа жестким кольцом. Масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Бронекорпус состоял из двух десятков кусков, штампованных, точной формы, с чистыми краями и с заранее сделанными отверстиями под потайные заклепки в 5 и 6 мм. Броня - гомогенная (однородная) толщиной 4, 5, 6, 8 и 12 мм (бронеспинка цементированная).

Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом, чтобы убедиться в отсутствии трещин. Лунки от пуль допускались. Пробовали вариант на электросварке, но удачных результатов не было, и академик Е. О. Патон долго не мог справиться со сваркой самолетной брони. Листы ее изготовлялись на нескольких заводах в разных городах. К концу войны сварку освоили.

Деревянная хвостовая часть фюзеляжа стыковалась с бронекорпусом дуралюминовой лентой на дуралюминовых же 5-миллиметровых заклепках. Такой она была почти до конца войны, когда ее стали делать дуралюминовой, как и консоли крыла.

В переднем смотровом стекле была «мозаичная» прозрачная броня - бронестекло толщиной 63 мм, склеенное из кусков размером примерно 10X 15 см и дававшее лишь ограниченные трещины при попадании пуль.

Центроплан - дуралюминовый со стальными (30ХГСА) полками лонжеронов, двухлонжеронный, с бомбовыми отсеками между фюзеляжем и гондолами - обтекателями шасси. Консоли крыла - деревянные, двухлонжеронные с фанерной обшивкой, позднее они стали делаться из дуралюмина, когда этот материал перестал быть у нас дефицитным. Деревянная конструкция была вынужденной и имела свои неудобства. Зимой часто приходилось клеить в холодных цехах, потом ремонтировать крылья уже на фронте (например, перед началом Курской битвы).

Угол стреловидности по передней кромке первоначально оставался, как в одноместном Ил-2, хотя кабина стрелка смещала центровку назад. Лишь с конца 1943 г. консоли были переконструированы, и угол их стреловидности по передней кромке доведен до 15°.

Оперение дуралюминовое с полотняной обшивкой рулей и элеронов. Осенью 1943 г. был введен «контрбалансир» к рулям высоты для повышения продольной устойчивости.

Шасси - убираемое (не полностью) поворотом назад в специальные гондолы-обтекатели на центроплане. Колеса 888X260 мм, хвостовое 300Х 120 мм - неубираемое, с небольшими обтекателями перед ним и за ним. Каждая опора шасси с двумя амортизационными стойками - шасси более трудоемкое, чем одностоечное, но зато при простреле одной из стоек другая более или менее обеспечивала посадку. Управление подъемом и выпуском колес - сжатым воздухом под давлением 35-50 ат. Гондолы-отбекатели - с дуралюминовыми носками, средняя часть их фанерная, хвостовая - из шпона. Давление в пневматиках главных колес - 2,9 ат, хвостового - 3,9 ат.

Шасси изготовлялось из стали 30ХГСА. Пробовали использовать аналогичную сталь американской поставки, но она оказалась хрупкой и с малой ударной вязкостью.

Назад