Схема и конструкция самолета Пе-2.

   

Пе-2 - низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. В некоторых (несерийных) вариантах крыло иногда бывало поднято и схема становилась среднепланной (обычно при двигателях ВК-107А). Крыло было установлено под углом 2° к оси фюзеляжа, стабилизатор- под углом 1°15' с возможностью его поворота вниз на 3°45'. Конструкция цельнометаллическая с полотном в обшивке рулей и элеронов. Фюзеляж в общем сигарообразной формы, круглого поперечного сечения, диаметром 1,3 м, причем от середины до хвостовой законцовки -форма усеченного конуса (для простоты производства), что на глаз не было заметно (см. рис. 97).

Конструкция фюзеляжа, разработанная А. И. Путиловым, по типу приближалась к монококу. Толстая, в среднем 1,5-2 мм, обшивка и редкие - через 0,5 м - шпангоуты. Стрингеров для подкрепления обшивки не было. Были только лонжероны к четырем узлам разъема и окантовки люков, окон и нижней стрелковой установки. Конструкция фюзеляжа была предельно проста и рациональна.

Крыло трапециевидное, двухлонжеронное, состоящее из центроплана и консолей. Его конструкция была сравнительно трудоемкой, с густым набором стрингеров-угольников, подкрепляющих сравнительно тонкую обшивку (0,6-0,8 мм). Полки лонжеронов - стальные тавры, стенки - листы, нервюры - также из листов с отверстиями для облегчения конструкции. Все это - из дуралюмина Д-16. Угол поперечного V центроплана- 0, консолей-7° по задней кромке. Закрылки - типа «Шренк», их четыре, опускаемые на 45° (при слегка опущенных закрылках разбег был всего 584 м). Элероны с внутренней компенсацией, на правом - триммер, каждый разделен на две части. На нижней стороне консолей- тормозные щитки-решетки для ограничения скорости пикирования, сваренные из стальных труб, выпускавшиеся по команде АП-1 (автомат пикирования). Второй АП-1 выводил самолет из пикирования, а также вводил его в пике по команде прицела (в некоторых модификациях эти решетки отсутствовали). Угол поперечного V стабилизатора 8°, углы отклонения рулей высоты вверх 31°, вниз 18°, рулей направления +25°.

Шасси было с хвостовым колесом, убираемым в фюзеляж перед горизонтальным оперением. Главные колеса 900X300 мм с двухстоечной амортизацией, убираемые в мотогондолы движением назад. За ними - отсеки для одной ФАБ-100. Колея шасси - 4730 мм.

Длина фюзеляжа - 12,6 м. В носовой его части - нижняя остекленная плоская поверхность для обеспечения обзора вниз летчику и штурману, который сидел за летчиком со сдвигом вправо. Перед кабиной летчика - два неподвижных пулемета, первоначально ШКАС, затем правый пулемет заменили на УБК. У штурмана - ограниченно подвижная турель шкворневого типа (установка Торопова) на один ШКАС (позднее - УБТ) для обстрела верхней части задней полусферы - 200° по горизонту и 56° по вертикали. За крылом два пулемета стрелка-радиста: люковый ШКАС (потом УБТ) в полу вниз - назад и бортовой ШКАС на лафете, перекидывающемся с одного борта на другой. Над этой установкой - люк для наблюдения за задней полусферой (если штурман убит или ранен) и для покидания самолета. Места экипажа бронированы: на сиденье летчика - бронеспинка толщиной 9 мм, на левом борту-две 6-мм бронеплитки, прикрывающие летчика и штурмана. В фюзеляже - бомбовый отсек за задним лонжероном центроплана на четыре ФАБ-100, иногда занимаемый вместо бомб топливным баком. Под центропланом на наружной подвеске - четыре ФАБ-250. Нормальная бомбовая нагрузка-600 кг (явно недостаточная), с перегрузкой- 1000 кг и более. Со 179-й серии стали устанавливать в хвостовой части фюзеляжа держатель ДАГ-10 на 10 гранат АГ-2 для защиты самолета при нападении противника с хвоста.

Радиаторы - в крыле, воздухозаборники - в носке, выход воздуха- наверх. Топливные баки - мягкие протектированные, расположенные в фюзеляже, центроплане и консолях крыла. Общий объем их сначала составлял 1000 л, потом 1484 л. Форма и количество баков менялись (от 5 баков до 9). Главный бак в фюзеляже вмещал от 440 до 518 л топлива, маслобаки - по 100 л (за двигателями). Запас топлива - 1200 кг, запас масла - 150 кг. Топливные баки оборудованы системой инертного газа первой и второй зон.

В оборудовании и управлении агрегатами самолета Пе-2 была широко применена электротехника. В нем было до 50 электродвигателей, преимущественно малых (от 2 до 30 Вт). В то время это было новшеством в наших самолетах такого класса.

 Назад