Модификации

   

Пе-2М с двумя М-105 и ТК (предполагались ВК-107), с расширенным внизу фюзеляжем для внутренней подвески ФАБ-500. 16 октября 1941 г. Пе-2М был готов в первому вылету, и летчик С. А. Шестаков с ведущим инженером А. А. Розенфельдом перегнали самолет в другой город, где он доводился (были поставлены автоматические предкрылки и увеличены воздухозаборники), но дальнейшего развития он не получил.

Пе-2Ш (штурмовик) —серийный с батареей из двух пушек ШВАК и одного пулемета УБ под фюзеляжем. Был в опытном экземпляре в 1941 г.

Позднее под тем же названием Пе-2Ш был выпущен самолет Пе-2 с убираемой батареей под фюзеляжем из двух ШВАК и двух ШК.АС, отклоняемых до 40° в вертикальной плоскости (рис. 99). В серии не был.

В начале войны были проекты и макеты Пе-2ВИ (высотный истребитель) и Пе-2ВБ (высотный бомбардировщик), оба с ГК, но работы по ним прекратились при эвакуации.

В 1941 г. самолеты Пе-2 стали поступать в части, и их начали применять с первых же дней войны. Вначале возникли осложнения. Нижняя (люковая, кинжальная) стрелковая установка оказалась неудачной. К пулемету УБТ шел рукав по борту, и патронная лента в нем заедала иногда после первого же выстрела. Немцы это узнали, приспособились и стали сбивать Пе-2. Тогда это вооружение переделали, патронный ящик сделали круглым под пулеметом.

Кроме того, поставили закрытую турель МВ-3 (Можаровского и Веневидова) у штурмана наверху. Ввели еще переносную бортустановку ШКАС в «яблоке» на любой борт. Потери резко сократились. Была желательной еще одна пулеметная установка наверху сзади, но тогда экипаж состоял бы из четырех человек (как в Ту-2) и нарушилась бы центровка. На это не пошли.

Пе-2 — двухместный истребитель с М-105Р. Вооружение: два пулемета ШКАС, два УБ и две пушки ШВАК, в люковой установке — один УБ, в гондолах — две ФАБ-100. Дополнительные баки. В серии не строился.

Пе-3 — двухместный истребитель-перехватчик для охраны Москвы с вооружением два УБ и три ШКАС, без тормозных решеток. На опытном самолете один ШКАС и два УБ вперед, два ШКАС назад. Была небольшая серия в 1941 г.

Пе-Збис — двухместный истребитель-перехватчик, бомбардировщик и фоторазведчик с двумя двигателями М-105Р по 1100 л. с. Были установлены предкрылки, сняты тормозные решетки, установлено фотооборудование. Вооружение: одна ШВАК, три УБ и один ШКАС; под крылом — восемь снарядов PC; бомб — 300 кг. Испытывал С. И. Софронов. С большим успехом применялся под Москвой и на других фронтах, а также на морских театрах для действий по кораблям. Как бомбардировщик имел недостаточную защиту сзади снизу. Часто этот самолет называли просто Пе-3.

Пе-2 с убираемыми лыжами с двигателями М-105РА. Выпущен в 1941 г. Конструкция была удачна—лыжи притягивались к мотогондолам. Самолет интереса не вызывал, в серии не был, так как лыжи широкого применения не находили, а потери в скорости составляли около 40 км/ч и в потолке — около 500 м.

Пе-2 со специальной стрелковой установкой МВ-3. Вооружение: две ШВАК и два УБ под фюзеляжем. Выпущен в 1942 г., испытывался, предполагался в качестве штурмовика, но не применялся.

Пе-2ФТ («Фронтовое требование») — с турельной установкой УБТ взамен шкворневой ШКАС, броня усилена, переносные пулеметы ШКАС в бортах. Тормозные решетки убраны. Эти мероприятия были введены для лучшей защиты от истребителя Me-109G. С 1942 г. выходил сериями. В конце 1943 г. поставлены двигатели ВК-105ПФ в 1210 л. с. взлетной мощности и 1180 л. с. на высоте 2700 м (номинальная). Скорость возросла на 40 км/ч.

УПе-2 (Пе-2УТ)—учебно-тренировочный вариант с двумя кабинами летчиков (одна за другой) и двойным управлением. Двигатели ВК-Ю5ПФ. Вооружение: два УБ и два ШКАС (неподвижные), бомб — 600 кг внутри или 2X500 кг снаружи. Сняты стрелковая установка Торопова и фюзеляжный бак № 1. Выпущен в 1943 г. в большой серии.

Пе-2ФЗ («Фронтовое задание») — с новой кабиной штурмана и новой стрелковой установкой ФЗ под пулемет Березина. Испытан в 1943 г. Реализован в части серийных экземпляров.

Пе-2—М-82 — оригинальный вариант с звездообразными двигателями непосредственного впрыска. Был выпущен в 1943 г. в результате поиска путей повышения летных качеств самолетов. При большей, чем в ВК-105ПФ, мощности М-82 хотели получить преимущества в скорости и потолке. Действительно, были достигнуты скорость 547 км/ч на высоте 6000 м и потолок 9100 м. Была выпущена небольшая серия, но массовый выпуск Пе-2 с ВК-105ПФ не стали прекращать. В опытном порядке на одном самолете переделали профиль крыла. Скорость подхода к земле на посадку снизилась с 240 до 200 км/ч.

Пе-2ВИ (высотный истребитель)—одноместный истребитель с ГК Путилова, с опытными двигателями М-105ПД, снабженными нагнетателем В. А. Доллежаля. Двигатель М-105ПД был установлен и проходил испытания также на серийном самолете Пе-2.

ГК Путилова, установленная 1 апреля 1943 г., занимала весь нос фюзеляжа, по конструкции сварная из сплава АМцп (полунагартованного) на ферме, с наружной шпатлевкой на клее для гладкости. Самолет проходил летные испытания, при которых удалось достичь высоты только 10 500 м вместо предполагаемых 12 000 м, поэтому был передан заводу для доработок.

Аналогичную ГК для этого же самолета построил А. Я. Щербаков.

Весной 1943 г. на севере Карельского фронта было отмечено1 применение еще одной модификации Пе-2 с двумя ВК-Ю5ПФ с усиленным бронированием за наблюдателем и под летчиком.

Вооружение: у летчика — одна ШВАК, два УБС и один ШКАС; у стрелка — один УБТ. Продолжительность полета была на час больше, чем у серийных Пе-2.

Приведенные модификации Пе-2 (главным образом А. И. Путилова) до лета 1943 г. не исчерпывают всего разнообразия их за это время. Кроме основного назначения самолета как пикирующего бомбардировщика его не раз делали высотным истребителем, разведчиком и др. Менялись двигатели, менялось число членов экипажа (иногда один— два), вооружение, оборудование. Немало неприятностей возникало от того, что при массовом выпуске из-за недостаточно чистого производственного выполнения летные качества снижались и иногда значительно. Максимальная скорость падала. Бывали производственные трудности и ошибки в применении технологии.

22 июня 1943 г. главным конструктором завода был назначен В. М. Мясищев. За два года под его руководством был выпущен ряд модификаций Пе-2.

Была поставлена задача довести скорость серийного Пе-2 до уровня опытного самолета, т. е. 540 км/ч. После внедрения в конструкцию серийного самолета улучшений, предложенных ОКБ совместно с ЦАГИ, задача была выполнена, самолет, названный Пе-2Б, на госиспытаниях показал скорость 534 км/ч.

 

Пе-2Б с двумя ВК-Ю5ПФ — трехместный пикирующий бомбардировщик обычного назначения с тремя УБТ и одним ШКАС, бомб— 600 кг. Полетная масса — 8580 кг, дальность с 600 кг бомб — 1200 км, потолок — 8000 м. После госиспытаний Пе-2Б был рекомендован в серию в доработанном варианте.

Пе-2РУ — пикирующий бомбардировщик с двумя М-105РА в 1100 л. с. и жидкостным РД-1 (тяга 300 кгс) в хвосте фюзеляжа в качестве временного ускорителя.

Самолет трехместный, вооружение: два БС и один ШКАС, бомб— 500 кг (максимально 1000 кг). Полетная масса —8200 кг. Самолет выпущен в 1943 г. Показал скорость 520 км/ч на высоте 5000 м, дальность полета с 500 кг бомб — 800 км.

При испытаниях самолета в 1944 г. произошел взрыв в системе РД-1, при этом едва не погиб Сергей Павлович Королев, который тогда был ведущим по РД-1 в этом самолете.

В 1943 г. проводились опыты с пороховыми ускорителями на Пе-2 (летчик М. Л. Галлай), не получившие развития.

Пе-2Р — опытный трехместный дневной разведчик, богато оснащенный фотоаппаратурой, с дальностью полета, увеличенной до 1700 км благодаря дополнительным подвесным топливным бакам. Двигатели ВК-105ПФ. Вооружение: три пулемета Березина, бомб нет. Нагрузка — 1200 кг. Полетная масса — 7603 кг. Был разработан эскизный проект.

В 1945 г. был разработан эскизный проект под тем же названием Пе-2Р и того же назначения с двигателями ВК-107А и тремя пушками Б-20, с дальностью полета до 2000 км. Полетная масса составляла 9848 кг, скорость — 630 км/ч на высоте 5600 м.

Пе-2К — промежуточная модификация на базе самолетов: серийного Пе-2 и опытного Пе-2И. Центроплан, консоли, мотогондолы и шасси самолета Пе-2И, остальное — от серийного Пе-2, в том числе двигатели.

Такое сочетание элементов позволило осуществить постепенный переход серийного завода на изготовление самолетов Пе-2И.

Пе-2И — модификация на базе Пе-2 с двумя двигателями ВК-107А с целью улучшения летных качеств самолета и увеличения скорости на 100 км/ч. Самолет строился по постановлению ГКО.

Назначение Пе-2И — дневной пикирующий бомбардировщик, двухместный, со штурманом-стрелком. Для радикального решения поставленной задачи были приняты двигатели ВК-107А по 1650 л. с. (первоначально капризные и недолговечные). Схема была сделана среднепланной — крыло немного поднято в фюзеляже и под ним образован большой бомбовый отсек, причем и фюзеляж несколько расширен под бомбы нового образца (короче, но толще), которые не вмещались в прежние люки. Бомб — до 2 т, из них 1т — на внутренней подвеске. Стрелковое вооружение: два пулемета УБ, из которых один неподвижный вперед, а другой в крайней хвостовой точке фюзеляжа с дистанционным управлением от штурмана, обозревавшего заднюю полусферу из фонаря за летчиком. Качество выполнения крыла было специально улучшено, видоизменен носок профиля по типу NACA-23012, что снизило срыв потока на больших углах атаки. Радиаторы были установлены в крыле с выходом воздуха вниз под крыло. Мотогондолы длиннее обычных. Запас топлива доведен до 3 т.

Поставленная ГКО задача была выполнена: на госиспытаниях в мае— июне 1944 г. на Пе-2И была показана скорость 656 км/ч на высоте 5650 м, потолок — 9350 м, дальность — 2275 км.

Самолет был одобрен, построена войсковая серия.

Пе-2М — скоростной бомбардировщик с двумя ВК-107А, выпущенный в марте 1945 г., трехместный, с тремя пушками Б-20 (520 снарядов).

Полетная масса — 10 170 кг, скорость — 630 км/ч на высоте 5600 м, дальность — 2050 км с бомбовой нагрузкой до 2 т. Самолет не прошел госиспытаний из-за большого количества дефектов и недоведенности пушечных и силовых установок. Была выпущена войсковая серия в 1945 г.

Пе-ЗМ — двухместный истребитель с двумя двигателями ВК-105ПФ, полетной массой 8300 кг, в том числе массой бомб до 700 кг. Вооружение: две ШВАК, три БС и два ДАГ-10 (держатель на 10 авиационных гранат). Скорость — 545 км/ч на высоте 4000 м. В серии не строился.

Пе-2Д — трехместный бомбардировщик с двумя двигателями ВК-107А. Бомбовая нагрузка —до 1,5 т, стрелковое вооружение: три БТ и один ДАГ-10. Полетная масса — 8750 кг. Скорость — 600 км/ч на высоте 5640 м, дальность — до 1700 км.

Частично изготовленные агрегаты были использованы на Пе-2И, на чем работы по Пе-2Д были закончены.

Этим перечнем не исчерпываются модификации самолета Пе-2.

Обычно все модификации давали то или иное улучшение летных данных, но внедрению их мешало законное нежелание или же невозможность нарушать заданный выпуск самолетов в условиях напряженного плана. А скидок тут не давалось.

Пе-2 «Параван» —экспериментальная модификация Пе-2, аналогичная такой же модификации самолета Ту-2, для преодоления аэростатных заграждений.

На носовую часть фюзеляжа надставлена 5-метровая острая трехгранная пирамида из дуралюминовых труб, от вершины которой шли тросы к концам крыла, снабженным острой режущей гранью. Это устройство на практике проверено не было.

Назад