Самолет Ту-2.

Его основное назначение - фронтовой и пикирующий бомбардировщик, имевший в дальнейшем много модификаций: скоростной дальний бомбардировщик, фоторазведчик, штурмовик, торпедоносец и др. Продолжительность его существования как типа, начиная от задания и включая время его серийной постройки и применения, составила около 15 лет.

Задание на такой самолет созрело уже в 1940 г. и заключало следующие основные требования: самолет двухмоторный, скорость, близкая к скорости истребителя, внутренняя подвеска бомб крупного калибра, полет в любую погоду, бомбардировка с пикирования и большая дальность полета.

Проектирование самолета «103» по приведенному выше заданию было официально начато 1 марта 1940 г. Самолет был очень быстро - к 8 января 1941 г.- построен (с участием Р. Л. Бартини, С. П. Королева и других) в одном экземпляре, и 29 января 1941 г. был его первый полет (летчик-испытатель М. А. Нюхтиков, ведущий инженер В. А. Мируц). Были приняты имевшиеся в наличии двигатели АМ-37 в 1400 л. с., хотя первоначально планировались М-120.

В новом проекте были предусмотрены протектированные баки, система нейтрального газа (НГ), бронирование сидений и др.

Самолет «103» (ФБ - фронтовой бомбардировщик) проходил испытания до июля 1941 г. Видно было, что он удачен и значительно превосходит Пе-2 по скорости, бомбовой нагрузке, оборонительному вооружению и простоте пилотирования. Его стали готовить к серии уже . в начале 1941 г., но само внедрение смогло осуществиться лишь с июля 1942 г. на заводе в Омске, куда ОКБ Туполева было перебазировано при эвакуации.

Там пришлось на первых порах самим достраивать завод, сооружать крыши и полы (были только стены), собирать оборудование, организовывать цехи, обучать молодые кадры, на что ушло пять месяцев. Однако первый полет головного самолета «103В» состоялся 15 декабря 1941 г. (летчик М. П. Васякин), уже с двигателями М-82.

Первый серийный самолет был выпущен в конце февраля 1942 г.

В дальнейшем этот завод ввиду острой потребности в истребителях был занят работой над истребителями Як-9, а оставшийся для самолета «103В» задел был законсервирован до апреля 1943 г.

К 15 апреля 1943 г. ОКБ Туполева было перебазировано обратно на свой завод, где и был налажен серийный выпуск самолета, получившего в 1942 г. обозначение Ту-2. С конца 1945 г. выпуск Ту-2 был возобновлен в Омске, налажен еще на двух заводах и продолжался до 1952 г. Боевое применение Ту-2 началось уже осенью 1942 г. Фронтовые летчики высоко ценили его. Применение Ту-2 было очень эффективно, потери сравнительно малые. Массовое применение его началось в 1944 г. после развертывания серийного производства на ряде заводов.

Во всех модификациях и вариантах Ту-2 сохранялись его схема и конструкция. Менялись двигатели, вооружение и оборудование. Размеры менялись незначительно, кроме вариантов, имевших увеличенную дальность полета, где была заметно увеличена площадь крыла, а с ним и оперения. Немного менялись форма и длина носовой части фюзеляжа. Соответственно менялась, хотя и в нешироких пределах, масса пустого самолета, но значительно возрастала полетная масса, поскольку самолет широко использовался в перегрузочных вариантах.

   

Назад