Схема и конструкция самолета Ту-2.

   

Схема Ту-2 - среднеплан с большим бомбовым отсеком под крылом, с разнесенным хвостовым оперением.

Шасси - одностоечное с вилкой для колеса, убираемое назад, в заднюю часть мотогондол, а хвостовое колесо - назад в фюзеляж. Колеса главные - 1142X432 мм, хвостовое - 470X210 мм. В некоторых вариантах колеса были немного большего размера. Кабина летчика и сидевшего сзади него штурмана-стрелка - в носовой части фюзеляжа, перед крылом. В самом носу - остекление для обзора- летчику вниз и вперед. Штурман немного смещен вправо (для обзора). Кабина стрелка-радиста - непосредственно за крылом, с обзором назад и вверх. Люковая (кинжальная) установка для обстрела назад и вниз обслуживалась стрелком-радистом или стрелком.

Экипаж - обычно четыре человека, в дальностных вариантах - пять, иногда - три, а бывали случаи, что всего два. Бомб нормально - 1000 и 2000 кг, в перегрузочных вариантах - 3000 и даже 4000 кг. Калибр бомб - до 1000 кг.

Последовательные варианты самолета обозначались порядковыми номерами объектов от «58» до «69», причем с самолета «61» пошло название Ту-2, а отдельные варианты назывались еще Ту-1, Ту-6, Ту-8, Ту-10 и (во время испытаний) Ту-4.

Конструкция самолета - цельнометаллическая, из дуралюмина Д16-Т с узлами, моторамой и шасси из стали З0ХГСА. Клепка впотай. Фюзеляж - полумонокок с каркасом из 44 шпангоутов (частично неполных), четырех лонжеронов, рам и окантовок жесткости. Шпангоуты листовые, клепка почти везде открытая. Обшивка сравнительно толстая - в среднем 1,5 мм, и потому - без подкрепляющих стрингеров. Обшивка носовой части в первых двух сериях - выклеенная из шпона. Крыло - из центроплана с двигателями и консолей, однолонжеронное. Главный лонжерон - на 35,4 % хорды, передний - только стенка на 6,3 % хорды; между ними - обшивка толстая, образующая кессон, усиленная гофром из Д16-Т толщиной 1,5 мм (верх) и 1,0 мм (низ). Стык консолей с центропланом фланцевый потайной на 19 болтах поверху и понизу, полки главного лонжерона стыкуются накидными гайками. Третий - тоже вспомогательный лонжерон - стенка - на 77 % хорды крыла, за ним шли узлы крепления элеронов типа «Фрайз» и щитков типа «Шренк». Размах крыла - 18,86 м, площадь его - 48,8 м2, удлинение - 7,3, САХ - 2,885 м, размах центроплана - 6,56 м. Горизонтальное оперение - 8,72 м2, вертикальное - 5,32 м2.

Управление самолетом - жесткое одиночное, была возможность установки второго управления для вывозных полетов. Управление щитками, створками, тормозами колес, уборкой шасси - от гидросистемы.

Вооружение в типовом случае: две пушки ШВАК неподвижные вперед в центроплане у бортов фюзеляжа, а в отдельных случаях еще одна-две пушки калибра до 45 и 57 мм; для защиты задней полусферы- три-пять пулеметов ШКАС в двух-трех стрелковых точках, заменены потом на УБТ.

В опытном самолете были четыре ШКАС в носу фюзеляжа и два ШКАС назад. В бомбоотсеке под центропланом 1-3 т (иногда до 4,5 т) разных бомб.

Назад