Модификации.

   

«103» («58», АНТ-58). Постройка первого экземпляра (рис. 102) была закончена 8 января 1941 г., первый полет 29 января, заводские испытания проводились до конца мая 1941 г. (летчик М. А. Нюхтиков), государственные - в июне - июле 1941 г. Этот прототип самолета имел размеры, чуть меньше тех, которые стали в дальнейшем: размах - 18,7 м, длина - 13,2 м. Двигатели АМ-37 по 1400 л. с. на высоте 6000 м, винты ВИШ-61Т трехлопастные диаметром 3,4 м. Экипаж - три человека. Летчик - в передней кабине (перед крылом), штурман и стрелок-радист- в задней (за крылом). Вооружение: две ШВАК в корнях крыла неподвижных вперед и четыре-шесть ШКАС (два-четыре неподвижных в носовой части фюзеляжа и по одному в верхней и люковой установках).

Бомб - до 3 т. Масса пустого самолета - 7626 кг, причем оборудование его еще не было законченным. Центровка - на 25,6 - 30,6 % САХ. Самолет отличался очень чистыми формами, следов всяческих доводок на его поверхностях еще не было. Поэтому летные качества самолета «103» были исключительные. Скорость достигала 635-640 км/ч на высоте 8 тыс. м (граница высотности), потолок - 10 600 м, дальность - 2500 км. Это был лучший в мире фронтовой бомбардировщик.

«103У» («59», АНТ-59) (см. рис. 102) был окончен постройкой в апреле 1941 г., дублер самолета «103» с теми же АМ-37 и винтами: первоначально ВИШ-61П, потом ВИШ-61Е и, наконец, АВ-5-167 диаметром 3,8 м, при этом коки винтов были с отверстиями спереди (около 150 мм) для поступления охлаждающего воздуха, что отличало этот вариант от всех последующих Ту-2. По сравнению с первым экземпляром был внесен ряд изменений. Самолет сделан четырехместным: штурман - за 'Летчиком (по требованию ВВС) - имел дополнительную стрелковую установку с одним ШКАС (на бывшем месте штурмана помещен стрелок). Под консолями крыла можно было подвесить 10 снарядов РС-132.

Были также другие небольшие изменения. Фюзеляж стал длиннее на 0,6 м. Центровка - на 16,3-32,25 % САХ. Летные качества немного снизились, скорость стала 610 км/ч на высоте 7800 м, дальность - 1900 км.

Первый полет был 18 мая 1941 г. Летчик М. А. Нюхтиков, ведущий инженер В. А. Мируц.

По госиспытаниям самолет «103У» был признан удовлетворяющим всем требованиям и рекомендован для серийной постройки, к которой приступили в сентябре 1941 г.

Однако в октябре вышло постановление о прекращении выпуска двигателей АМ-37, так как надо было сосредоточить все мощности на выпуске АМ-38 для штурмовиков Ил-2. По этой же причине прекратился выпуск самолетов МиГ-3.

«103В» (рис. 103) -третий опытный экземпляр «103» с двигателями М-82. Работы по этому самолету (1500 чертежей) были практически закончены еще в Москве до эвакуации ОКБ. «103В» строился с 1 августа по 13 ноября 1941 г. Госиспытания начались 15 декабря 1941 г. (первый вылет - летчик М. П. Васякин) и продолжались довольно долго из-за дефектов двигателя М-82. Винты АВ-5-167. Вся конструкция самолета была пересмотрена в сторону ее технологизации, широко применены агрегатирование и метод комплексных монтажей на стапелях, верстаках, пультах и др. Попутно вся конструкция была значительно упрощена и облегчена, сокращено число заклепок и болтов, сокращена длина электропроводов и др.

Самолет был четырехместный, вооружение: две ШВАК, пять ШКАС, 10 РС-132, 1 - 3 т бомб. Были внесены и конструктивные улучшения - в панельной обшивке крыла параллельный гофр был заменен коническим, что дало выигрыш в массе.

Со звездообразными двигателями скорость на 1-й и 2-й границах высотности (3200 и 6200 м) была получена 528 км/ч, т. е. на сотню километров меньше, чем у первого образца.

Однако у земли она была почти такой же, как и при рядных двигателях. Потолок был немного ниже - 9000 м, дальность - 2000 км - та же при бомбовом грузе 2 т. Снижение массы на полтонны было достигнуто в значительной степени вследствие установки более легких двигателей и отсутствия радиаторов с водой.

Из-за плохой работы силовой установки госиспытания «103В» закончить не удалось, и он был заменен уже серийным «103ВС» № 100308. Госиспытания этого самолета завершились 22 августа 1942 г.

Ту-2- 2М-82 («103ВС», № 100308) - серийный, повторял «103В», но два ШКАС были заменены на УБ, а три оставлены. Название Ту-2 было присвоено «103В» в марте 1942 г., а до этого серийные самолеты назывались «103ВС». После окончания госиспытаний была образована группа из трех самолетов для войсковых испытаний. Из следующих построенных самолетов был сформирован полк. Все были отправлены на Калининский фронт в 3-ю ВА (М. М. Громова), где и совершали боевые полеты, причем очень удачно, так как Мессершмитты Ме-109 не могли атаковать Ту-2, обладавшие скоростью 520 км/ч на боевой высоте. Отчет НИИ ВВС с отличной оценкой самолета послужил основанием для серийной постройки Ту-2 на трех заводах с конца 1943 г. (когда, по мнению ВВС, потребность в истребителях уже перестала быть острой) .

Отмечалось, что в самолете Ту-2 - 2М-82 правильно решена тактическая схема современного бомбардировщика и что положительными свойствами его являются: 1) большая бомбовая нагрузка при достаточном радиусе действия; 2) повышенная живучесть двигателей воздушного охлаждения по сравнению с жидкостными; 3) хорошая огневая схема; 4) возможность полета на одном работающем двигателе; 5) легкость освоения летным составом; 6) экипаж из четырех человек.

Ту-2С-2АШ-82ФН (рис. 104) -это был самолет крупносерийной постройки, уже всесторонне проверенный с новыми двигателями непосредственного впрыска, более мощными и всесторонне отлаженными. Были упрощены конструкции и особенно технология планера самолета, пересмотрены и упрощены электро-, гидро- и бензосистемы. Вооружение; две ШВАК и три УБ. Пулеметы ШКАС были заменены на УБ, снаряды PC сняты, бомб-1-3 т. Мощность двигателей АШ-82ФН -1460/1850 л. с., винты трехлопастные АВ-5-167А диаметром 3,8 м. В последних сериях Ту-2 винты ставились четырехлопастные со срезанными концами лопастей. Тормозные решетки под крылом были сняты, концы крыла срезаны.

Скорость самолета на первой границе высотности -2400 м- 530 км/ч, на второй границе высотности 5400 м-547 км/ч, у земли- 482 км/ч, на форсаже-509 км/ч, крейсерская скорость-442 км/ч на высоте 5800 м, дальность - 2100 км на высоте 3000 м с 1,5 т бомб при запасе бензина 2700 л (около 2100 кг). Самолет был действительно лучшим бомбардировщиком и превосходил все иностранные, в том числе и применявшиеся в нашей авиации. Он был выпущен в августе 1943 г., первый полет был 26 августа, с 9 сентября по 16 декабря прошел заводские и государственные испытания. С начала 1944 г. его начали поставлять в воинские части.

Этот основной тип Ту-2 имел ряд модификаций, часть которых не имела различий в размерах планера и в силовой установке.

Назад