Самолет Як-15.

   

Як-15  - первый (наряду с МнГ-9) истребитель с турбореактивным двигателем, выпушенный уже весной 1946 г. За ним вскоре последовал ряд других усовершенствованных образцов. Двигатель -первоначально РД-10 (тяга 900 кгс). В формировании схемы самолета был применен очень остроумный прием с целью создать в кратчайший срок такой самолет и в то же время дать возможность быстро освоить его в массовом применении, преодолеть непривычку летчиков к этому новому виду техники.

За основу был взят истребитель Як-3 и в нем поршневой двигатель ВК заменен ТРД осевого типа, установленным также в носовой части фюзеляжа, но под крылом и кабиной, с выходом реактивного сопла под хвост фюзеляжа (реданная схема). Кабина по габаритам и оборудованию была сохранена, летчик чувствовал себя в ней привычно, переучивание было легким. Сохранены были конструкция каркаса фюзеляжа, конструкции крыла (но с передним лонжероном, изогнутым аркой в обход двигателя), оперения и шасси с хвостовым колесом (в нем резина заменена стальным ободом из-за нагрева газами). Обшивка фюзеляжа сделана дуралюминовой. а низ его за двигателем был защищен листом из жароупорной стали также от нагрева газами. Площадь крыла- 14.85 м2. взлетная масса - 2634-2742 кг. Вооружение: две пушки НС-23 (по 60 снарядов).

Первый полет был выполнен 24 апреля 1946 г. (летчик М. И. Иванов, ведущий инженер Е. Г. Адлер). В один день с МиГ-9, 18 августа, Як-15 был показан на параде в Тушино, а 5 октября уже летал первый серийный экземпляр.

Испытания были закончены в мае 1947 г. Был выпущен и двухместный вариант Як-21 в опытном экземпляре.

Самолет Як-15 получился удачным, скорость достигала 805 км/ч (получена 23 мая 1946 г.), т. е. прирост по сравнению с серийным Як-3-85 км/ч, время виража - 26 с. Як-15 - первый реактивный истребитель, поступивший на вооружение в СССР. Его развитием были Як-17, Як-17УТИ и другие той же схемы, потом улучшенной.

Назад