Самолет Ил-28.

   

Разработка фронтового бомбардировщика Ил-28 началась в ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина в 1947 году в инициативном порядке (постановление правительства появилось только 12 июня 1948 года). Ведущим инженером по самолёту был назначен В.Бугайский. Рабочие чертежи разрабатывал Г.В.Новожилов. В 1948 году был изготовлен прототип с 2 ТРД "Нин-1". С целью удаления двигателей от земли было решено установить их в мотогондолах под крылом без пилонов (как это было на опытном бомбардировщике Ил-22). Прототип впервые поднялся в небо 8 июля 1948 года (лётчик-испытатель В.К.Коккинаки). 30 декабря 1948 года начались заводские испытания с двигателями РД-45Ф. В мае 1949 года самолёт обсуждался на совещании у И.В.Сталина. Ильюшину было предложено увеличить скорость самолёта путём установки более мощных двигателей ВК-1, что и было в срочном порядке сделано. 14 мая было принято решение о серийном производстве, которое началось в этом же году сразу на трёх заводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже и №166 в Омске. Позже к ним присоединился завод №39 в Иркутске. 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк Ил-28 (командовал полком Герой Советского Союза подполковник А.А.Анпилов).

В первую очередь новыми самолётами оснащались полки фронтовой авиации западных округов. С лета 1951 года Ил-28 стал поступать в авиацию ВМФ (позже переоборудованы в торпедоносцы). 42 самолёта в 60-е годы базировалось на Кубе (вполне могли нанести удар по территории США). Первое боевое применение Ил-28 относится к 1956 году (подавление вооружённого мятежа в Венгрии). Самолёт участвовал во многих локальных конфликтах: Суэцкий кризис (1956), восстание в Тибете (1959), гражданская война в Йемене (1962), шестидневная война (1967), гражданская война в Нигерии (1967-1970), война во Вьетнаме (с 1968), гражданская война в Лаосе и Индо-Пакистанский конфликт (1971), бои в Иракском курдистане (1974), война в Афганистане (1979-1989). 27 декабря 1968 года с бомбардировщика H-5 (китайский Ил-28) была сброшена первая китайская атомная бомба.

В начале 60-х годов под влиянием ракетно-ядерной доктрины и с благословения Н.С.Хрущёва началось массовое сокращение дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. Тысячи исправных и боеспособных самолётов (400 только в авиации КТОФ) было порезано автогеном, разбито и раздавлено танками. Но уничтожить все Ил-28 так и не удалось. Когда в 70-е годы началось возрождение штурмовой авиации, сохранившиеся бомбардировщики Ил-28 силами ремонтных предприятий стали переоборудовать в штурмовики (существовало, по крайней мере, 2 полка, вооружённых Ил-28Ш). Много самолётов попало в лётные училища. Использовались Ил-28 и в качестве буксировщиков мишеней (звено или эскадрилья в каждом военном округе). Последние Ил-28 советских ВВС оставались в эксплуатации до второй половины 80-х годов.

Ил-28 был лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения и входит в число самых удачных самолётов мира. Всего в СССР в 1949-1955 годах были изготовлены 6316 самолётов Ил-28 различных модификаций. По лицензии самолёт выпускался в Китае и ЧССР. Он поставлялся на экспорт во многие страны мира (в том числе и Китаем). До сих пор Ил-28 стоит на вооружении ВВС и ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Словакии, Сомали, Финляндии, Чехии.

Некоторое количество Ил-28 со снятым вооружением применялось в Аэрофлоте в качестве почтовых и транспортных.

Назад