Модификации.

   

ТУ-16А (НОСИТЕЛЬ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ). Отличался главным образом термостатированным бомбоотсеком и установкой дополнительного оборудования для обеспечения контроля за ядерным боеприпасом. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1956 г. на самолетах заменили тонкую нижнюю обшивку на более теплостойкую. Низ фюзеляжа окрашивали белой краской для повышения отражающей способности при световой вспышке ядерного взрыва.

ТУ-16Т (САМОЛЕТ-ТОРПЕДОНОСЕЦ). Создавался в соответствии с постановлениями Совета Министров от 28 мая 1954 г. и 2 февраля 1956 г. В состав вооружения Ту-16Т входили четыре реактивные торпеды РАТ-52 или шесть торпед 45-54ВТ.

ТУ-16Р ("92" – ДАЛЬНИЙ РАЗВЕДЧИК). Государственные испытания самолета Ту-16Р завершились в октябре 1956 г: При переоборудовании серийной машины в разведчик двигатели АМ-ЗА заменили на АМ-ЗМ (РД-ЗМ) с большей тягой. Одновременно установили подвесную кабину для  спецоператора с аппаратурой радиолокационной разведки и постановки помех.

На створках бомболюков выполнили четыре фотолюка со створками под фотоаппараты АФА-ЗЗМ/75 и АФА-ЗЗМ/100 для маршрутной съемки. В задней части бомболюка установили спаренные ночные фотоаппараты НАФА-6/50, с левого борта - один АФА-ЗЗМ/75 для перспективной съемки. Вместо серийной фотоустановки для плановой съемки применяли фотоаппарат АФА-ЗЗМ/20.

В процессе эксплуатации и серийного производства появились и другие модификации разведчиков, в частности Ту-16Р-2. Они отличались новым, более совершенным и разнообразным фото- и радиотехническим оборудованием.

ТУ-16Б. В сентябре 1957 г. завершились заводские испытания бомбардировщика с  двигателями М16-15 (РД-ЗП) взлетной тягой по 11 000 кгс. Самолет создавался в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 марта 1956 г. В связи повышенным расходом воздуха у ТРД изменили форму воздухозаборного устройства и, расширив гондолы, увеличили площадь его поперечного сечения. Сняли носовую пушечную установку, прицел ПКИ и фотопулемет С-13. Сиденье штурмана-навигатора снабдили механизмом принудительного поворота при откате в положение, необходимое для катапультирования.

По сравнению с Ту-16 при массе 72 000 кг максимальная скорость возросла до 1004 км/ч на высоте 6250 м, а практический потолок увеличился на 990 м. Самолет серийно не строился. Все ранее выпущенные и новые машины комплектовали двигателями РД-ЗМ-500 с чрезвычайным режимом тяги (до 10 500 кгс на взлете в течение 3...5 мин).

ТУ-16 "3". В 1955 г. начались летные испытания самолета-заправщика Ту-16 "3" (заводское обозначение Ту-16Ю) с системой крыльевой дозаправки в полете, аналогичной системе дозаправки бомбардировщика Ту-4. Кроме топливной аппаратуры и направляющей для шланга на заправщике установили фары в правой гондоле шасси и на передней кромке законцовки правой консоли крыла, а также три светильника и ручной прожектор у кормового стрелка. Установленное на Ту-16 "3" дополнительное техническое оборудование позволило проводить дозаправку бомбардировщиков в сложных метеоусловиях и ночью. Дополнительный топливный бак в бомбоотсеке мог сниматься, и машина превращалась в обычный бомбардировщик.

На бомбардировщиках Ту-16 "3А", обслуживаемых самолетом-заправщиком, кроме ласты на левой законцовке консоли и механизма сцепки, устанавливали два ручных прожектора у кабин штурмана и командира огневых установок, рефлектор перед левой гондолой, а также фары в левом обтекателе шасси и на законцовке консоли.

ТУ-16Н. С 1963 г. часть бомбардировщиков переоборудовали для заправки топливом в полете самолетов Ту-22 по  схеме “конус”. Для этого в бомбоотсеке установили агрегат заправки, а обязанности оператора выполнял командир огневых установок.

Один Ту-16 переоборудовали для дозаправки топливом в полете двух истребителей МиГ-19 в соответствии с постановлением Совета Министров от 24 мая 1954 г. Заводские испытания этот экземпляр Ту-16Н проходил в 1957 г.

ТУ-16КС. В августе 1954 г. начались летные испытания самолета-носителя двух крылатых ракет (самолетов-снарядов) КС. Система предназначалась для поражения надводных кораблей водоизмещением свыше 1200 т и крупных наземных радиоконтрастных целей. Аппаратуру наведения ракеты, отработанную на системе, установленной на самолете Ту-4КС, и включавшую станцию наведения "Комета-1М" (К-1М), поставили на Ту-16. Доработали крыло, разместив балочные держатели БД-187, и изменили топливную систему. В бомбоотсеке появилась дополнительная кабина для оператора с системой жизнеобеспечения, подвешивавшаяся к нижним бимсам бомбоотсека.

Дальность полета Ту-16КС с двумя ракетами при максимальной взлетной массе 72 000 кг не превышала 3150 км. Высота полета самолета-носителя и его скорость при пуске КС были в пределах 4000...4500 м и 370...420 км/ч соответственно. Аппаратура носителя позволяла обнаруживать цель на удалении 140...180 км, а пуск ракеты - производить на дальность 70...90 км. В конце 1950-х гг. после доработки системы дальность пуска ракеты довели до 130 км. Первые Ту-16КС поступили в авиацию в июне 1957 г. К концу 1958 г. на вооружении состояло 90 комплексов Ту-16КС.

ТУ-16К-10. К моменту принятия на вооружение (1955 г.) сис-у-16КС уже не соответствовала уровню оборонительного зенитного вооружения вероятного противника. Дальность пуска КС находилась в пределах зоны поражения создаваемых в США корабельных зенитных ракет "Тейлос", а скорость ракет - на уровне реактивных истребителей, что способствовало их раннему перехвату.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от ноября 1955 г. началась разработка системы К-10, включавшей самолет-носитель Ту-16 и сверхзвуковой самолет-снаряд К-10С, предназначенный для поражения надводных кораблей водоизмещением свыше 10 000 т. Радиус действия системы должен был составлять 1600...2000 км, а самолетная аппаратура с дальностью обнаружения противника 250... 180 км должна была обеспечивать пуск К-10С на удалении 200... 160 км от цели при скорости носителя 700...800 км/ч на высотах 5000...11 000 м. Носитель не должен был подходить к цели ближе 100 км. Масса ракеты ограничивалась 4400 кг, а дополнительной аппаратуры самолета-носителя - 1200 кг.

По сравнению с бомбардировщиком на самолете-носителе кабину штурмана-навигатора перенесли на место кабины штурмана-оператора. Сняли РЛС РБП-4. На ее месте разместили двухканальную станцию ЕН. Антенну канала цели установили в носовом, а канала ракеты - в подфюзеляжном обтекателях.

За счет снятия топливного бака № 3 удлинили бомбоотсек, что позволило, "утопив" в него ракету К-10С, снизить лобовое сопротивление системы в совместном полете. В бомбоотсеке установили балочный держатель БД-238, дополнительный бак № 20, вмещавший 500 кг топлива для дозаправки в полете ракеты, и гермокабину оператора станции ЕН. Одновременно увеличили электрическую мощность энергоустановок носителя.

Балочный держатель БД-238 имел два положения: верхнее - для полуутопленного размещения ракеты в крейсерском полете и нижнее - для пуска К-10С. Летные испытания системы начались в 1958 г., а освоение экипажами авиации ВМФ - в 1960 г. Постановлением правительства от 12 августа 1961 г. систему Ту-16К-10 приняли на вооружение.

В отличие от Ту-16КС новая система позволяла без взаимных помех системам наведения применять в залпе до 18 ракет с одного или нескольких направлений.

Серийное производство Ту-16К-10 началось в 1958 г. на заводах № 1 и 22. В конце 1960 г. часть самолетов Ту-16К-10 переоборудовали в морские разведчики Ту-16РМ и Ту-16РМ-2.

В процессе эксплуатации комплекс постоянно совершенствовался. Так, например, на Ту-16К-10 устанавливали доработанные РЛС ЕНД-1, а на Ту-16К-10СН - ЕНН, при этом дальность пуска ракет довели до 325 км, а дальность обнаружения надводных кораблей - до 450 км.

ТУ-16К-10-26. 23 мая 1964 г. начались работы по оснащению Ту-16К-10 крылатыми ракетами КСР-5 в дополнение к К-10С. Первоначально система называлась Ту-16К-36, но на вооружение ее приняли под обозначением Ту-16К-10-26. Крылатые ракеты КСР-5 отличались установкой ЖРД. Две такие ракеты подвешивались под крылом (по типу Ту-16КС), а снаряды К-10С (или ее модификации) остались на своем прежнем месте. В 1970-е гг. это был самый сильный авиационный противокорабельный комплекс. Одновременное применение маловысотных снарядов К-10С и высотных ракет КСР-5 значительно усложняло задачи, стоящие перед обороняющейся стороной, и повышало вероятность поражения целей. Кроме КСР-5 на крыльевых пилонах носителя допускалась подвеска ракет КСР-2.

ТУ-16К-10-26Б. Доработанный вариант самолета-ракетоносца Ту-16К-10-26 под бомбовое вооружение. На  авиаремонтных предприятиях авиации ВМФ на самолет-носитель под крылом и фюзеляжем установили  12 бомбодержателей, обеспечивающих подвеску бомб массой от 100 до 1500 кг общей массой 9000 кг. Бомбометание осуществлялось с помощью оптического прицела ОПБ-1РУ.

ТУ-16К-16. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 апреля 1956 г.  началась разработка системы К-16, впоследствии переименованной в Ту-16К-16 с двумя крылатыми ракетами КСР-2 (К-16), оснащенными активной радиолокационной головкой самонаведения и установленными на балочных держателях под крылом. Применение ЖРД позволило поднять высоту пуска ракет до 10 км. Масса ракеты с обычной боевой частью составляла 4077 кг.

Основными целями системы Ту-16К-16 были надводные корабли водоизмещением свыше 10 000 т и радиоконтрастные наземные объекты. Радиус действия системы составлял 1900...2000 км при дальности пуска ракет, имевших максимальную скорость 1200 км/ч, 140...150 км, впоследствии доведенной до 190 км.

Самолеты-носители Ту-16К-1б переоборудовали из Ту-16КС: сняли гермокабину оператора, станцию К-1М и все оборудование системы "Комета"; станцию РБП-4 заменили на новую РЛС наведения ракет, разместив ее под фюзеляжем, а автопилот АП-5-2М, плохо державший высоту, - на АП-6Е. Дополнительно установили доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1, аппаратуру радиоуправления ракет "Рубикон-1К". Доработали топливную систему. Балочные держатели БД-187 заменили на БД-352. Акт по результатам испытаний системы К-16 утвердили 13 июля 1961 г. В январе следующего года Ту-16К-16 приняли на вооружение.

В 1968 г. начались доработки системы и ракеты, получившей обозначение КСР-2М. Эта модификация позволила снизить высоту пуска ракет до 500 м. Система Ту-16К-16 применялась в боевых действиях в ходе египетско-израильской войны.

ТУ-16К-11-16. В 1963 г. началась разработка противорадиолокационной ракеты К-11 (КСР-2П). Первую машину переделали из Ту-16А (заводской №526908). С самолета сняли носовую пушку АМ-23 со всем ее оборудованием и установили станцию радиотехнической разведки "Рица" с антенной на фонаре кабины штурмана-навигатора.

ТУ-16K-16-26. Ограниченная дальность, низкая разрешающая способность и ряд других недостатков, присущих системе Ту-16К-16 с РЛС "Рубин", потребовали доработок, призванных повысить ее боевую эффективность. Обновление электрорадиооборудования, топливной системы, а также подвеска ракет КСР-5 позволили создать фактически новую систему Ту-16К-16-26. На балочных держателях подвешивались также ракеты КСР-2.

Ракета КСР-5 массой 3952 кг (с боевой частью) запускалась на высотах от 500 до 11 000 м. Дальность ее полета при пуске с максимальной высоты доходила до 280 км.

ТУ-16К-26. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 августа 1962 г. началась разработка комплекса Ту-16K-26 с двумя ракетами КСР-5 для поражения надводных кораблей водоизмещением свыше 10 000 т. Носители комплектовались станцией РТР "Рица". Доработке подверглись носители Ту-16К-11-16 и Ту-16К-10. Первые стали называться Ту-16К-26, а вторые - Ту-16К-10-26.

Постановлением правительства от 7 февраля 1964 г. система Ту-16К-26 стала оснащаться ракетами КСР-5П с пассивной радиолокационной головкой самонаведения  (РГСН). В 1969 г. систему приняли на вооружение, а с 1973 г. она стала поступать в морскую авиацию. С Ту-16К-26 обеспечивалось также применение ракет КСР-2.

ТУ-16 "ЦИКЛОН". В 1974 г. Ту-16К-16 (заводские №№ 6203203 и 6203208) переоборудовали для проведения гидрометеорологических исследований. На балочных держателях под крылом могли подвешиваться контейнеры для распыления химических реагентов. В бомбоотсеке размещались автоматические устройства для активного воздействия на облака КДС-155 и АСО-2И. Обе машины активно "делали погоду" в 1980 г. во время проведения Олимпийских игр в Москве.

В 1995 г. ресурс первой машины, получившей обозначение "Циклон-М", продлили на пять лет, но в 1997 г. ее списали. Второй самолет "Циклон-Н", участвовавший в Чернобыльской операции, списали на несколько лет раньше. Обе машины эксплуатировались в летном отряде НИИ ВВС.

ТУ-16С "ФРЕГАТ". В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 26 ноября 1955 г. начались работы по установке на Ту-16 радиотелеуправляемой спасательной авиационной лодки (шифр "Архангельск"). Лодку массой 5880 кг подвешивали под бомболюком между шпангоутами 27 и 49 к мосту МБД-6-68М с замком Дер-5, в бомбоотсеке на замках бомбодержателей - контейнеры со спасательным оборудованием КАС-90. На самолете также установили аппаратуру радиоуправления “Лодка-М”. Для вывода лодки к месту аварии предусматривалась установка аппаратуры "Штырь", сопряженной с РЛС “Рубидий”.

Внешняя подвеска лодки снижала максимальную скорость полета с 1017 до 962 км/ч при полетной массе 55 000 кг и высоте 6 000 м. Разрабатывался также спасательный катер "Ерш".

Но на вооружение авиации ВМФ приняли спасательную систему Ту-16С с катером "Фрегат" длиной около 7 м, который подвешивали полуугопленно в бомболюк кормой вперед. После отцепления от носителя катер спускался на парашюте. Вывод катера в заданный район осуществляли с помощью передающей радиоаппаратуры "Рея-С" и приемной, установленной на катере, "Рея-Л".

ТУ-16. Оборудован в 1957 г. установкой для стрельбы реактивными снарядами АРС-57 и уголковыми отражателями;

ТУ-16РТ. Оснащен системами трансляции радиотелеметрической информации. Использовался при летных испытаниях стратегической крылатой ракеты "Буря";

ТУ-16КРМ (ТУ-16НКРМ). Носитель крылатых ракет и мишеней. Отличался закрылками с разрезом под вертикальное оперение мишеней;

ТУ-16П "ЕЛКА". Постановщик пассивных помех. В качестве дипольных отражателей использовались полоски металлической фольги. В начале 1970 г. в бомбоотсеке стали размещать станции активных помех СПС-44 "Букет";

ТУ-16М (М-16). Радиоуправляемый самолет-мишень.

Доработанные Ту-16 использовались в качестве летающих лабораторий для исследования целого ряда самолетных систем и оборудования. На них доводились многие ТРД, в том числе Р11Ф-300, ВД-7, Д-30. Испытываемые двигатели размещались на выдвижном балочном держателе;

ТУ-16. Оборудован устройствами реверса тяги двигателей (1957 г.) и для транспортировки жидкого кислорода;

Ту-16 под обозначением Ту-104Г использовали для подготовки пилотов для первых реактивных пассажирских самолетов;

ТУ-16ПЛ. Противолодочный самолет. Активно использовался на всех флотах до конца 1960-х гг. - до принятия на вооружение амфибии Бе-12.

К числу нереализованных проектов относится самолет “90”, разрабатывавшийся в двух вариантах: с четырьмя ТРД ТР-ЗФ и двумя НК-12.

Назад