Самолет М-4.

   

В конце 40-х годов В.М.Мясищев (в то время профессор МАИ) подал в правительство научнообоснованное предложение о создании стратегического бомбардировщика СДБ с дальностью полёта 11-12 тыс.км. 24 марта 1951 года СМ СССР назначил его главным конструктором воссозданного после закрытия ОКБ-23 МАП. В июне были утверждены тактико-технические характеристики самолёта "25" (обозначение КБ - "23", позже - "103"). Первый прототип был построен к ноябрю 1952 года. 20 января 1953 года экипаж Ф.Ф.Опадчего впервые поднял самолёт "М" ("103") в воздух. 15 апреля 1954 года начались государственные испытания бомбардировщика, получившего официальное обозначение М-4. 1 мая самолёт принял участие в воздушном параде над Красной площадью. Вскоре началось его серийное производство на заводе №23 в Филях.

Во время проектирования в аэродинамической трубе ЦАГИ продули большое число моделей. В результате удалось создать относительно лёгкое с гибкими концевыми частями стреловидное (35° по линии четверти хорд) крыло кессонной конструкции, хорошо противостоящее влиянию флаттера. В его корневой части разместили 4 двигателя АМ-3А конструкции А.А.Микулина (самые мощные на тот момент), каждый из которых имел свой воздухозаборник, исключавший взаимное влияние при работе на различных режимах, включая остановку и запуск. Для отвода горячей газовой струи сопел от фюзеляжа и хвостового оперения их развернули в горизонтальной и вертикальной плоскостях на 4°. Шасси было выбрано велосипедное с передней "вздыбливающейся" тележкой и боковыми стойками на концах крыла.

Максимальная бомбовая нагрузка составила 24 т, а наибольший калибр бомб - 9000 кг (ядерных - 4000 кг). Бомбоотсек расположен в центре масс самолёта. Вместо бомб под крылом могли подвешиваться 4 ракеты большой дальности. Прицельное бомбометание обеспечивал радиолокационный прицел РПБ-4. Бомбардировщик имел мощное оборонительное вооружение - шесть автоматических пушек АМ-23, размещенных попарно в трёх поворотных установках на фюзеляже сверху, снизу и в хвосте. Для управления стрельбой служил радиоприцел "Аргон". Имелась система обнаружения излучения РЛС противника и станция создания активных помех СПС-2. Экипаж размещался в двух гермокабинах. Катапультирование производилось через люки вниз.

В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. Так как не удалось достичь требуемой дальности полёта с 5-тонной бомбовой нагрузкой, на нём установили более мощные двигатели РД-3М (позже РД-3М-500А). 6 июля 1954 года вышло Постановление СМ СССР №1428-642 о радикальной модернизации М-4. Новый самолёт получил обозначение М-6 (обозначение КБ - "36"). На нём были установлены новые двигатели ВД-7 конструкции В.А.Добрынина, отличавшиеся большей тягой при меньшем удельном расходе топлива. Аэродинамическое качество самолета возросло за счёт установки нового крыла увеличенного размаха и горизонтального оперения с улучшенными характеристиками. Конструкция планера была облегчена, запас топлива увеличен. Эскизный проект был представлен в сентябре 1954 года. 30 октября 1955 года была завершена сборка первого прототипа (с 2 двигателями ВД-7 и 2 АМ-3А). 27 марта 1956 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем М.Л.Галлаем впервые поднял его в небо. Государственные испытания начались в январе 1958 года и проводились на 2 прототипах и 3 серийных самолётах. Позже обозначение М-6 было заменено на 3М (заводское - "201").

Серийное производство продолжалось до 1960 года. Всего было выпущено 125 самолётов М-4 и 3М различных модификаций (включая статические экземпляры). Все самолёты поступили на вооружение специально созданной в 1954 году 201 тбад (в составе 79, 1096 и 1230 тбап). Специально для М-4 был переоборудован аэродром в Энгельсе. Первый М-4 прибыл в Энгельс 28 февраля 1955 года. В мае 1957 года получены первые 3М. Позже на аэродроме Украинка была сформирована 73 тбад (40 гв.тбап и переданный 79 тбап), оснащённая бомбардировщиками 3М. Первый сброс ядерной бомбы с борта 3М состоялся в 1962 году на Новой Земле. Во время Карибского кризиса полки 201 тбад несли боевое дежурство на аэродроме в Шауляе.

Бомбардировщики 3М стояли на вооружении до 1985 года, после чего были уничтожены в соответствии с советско-американским договором о сокращении стратегических наступательных вооружений. Дольше всего в строю оставались самолёты-заправщики - до марта 1994 года. В настоящее время 2 самолёта (3МД и 3МС-2) являются экспонатами музея ВВС в Монино, один установлен на аэродроме Дягилево (Рязань).

Назад