Модификации.

   

"М" ("103") - первый прототип. Изготовлен в 1952 году. Первый полёт 20 января 1953 года.

"ДМ" - второй прототип, доработанный. Отличался полным комплектом оборудования и вооружения, механизмом "вздыбливания". Первый полёт в январе 1954 года.

2М ("28") - высотный (проект). Отличался установкой 4 двигателей ВД-5 на разнесённых пилонах под крылом.

3М ("36", "изделие 201", М-6) - с увеличенной дальностью полёта. Отличался двигателями ВД-7 и крылом увеличенного размаха. Первый полёт 27 марта 1956 года. В 1956-1960 годах изготовлено 74 самолёта. Принят на вооружение в 1958 году.

3МН (3МН-1) - бомбардировщик с двигателями ВД-7Б. Изготовлено 30 самолётов. В 60-х годах часть самолётов переоснащена двигателями РД-3М-500.

3МС (3МС-1) - бомбардировщик с двигателями РД-3М-500А. Отличался отсутствием подкрыльевых держателей ПТБ. Изготовлено 40 самолётов.

3М-5 - носитель ракет КСР-5. Отличался составом БРЭО. Разработан в 1973 году. Переоборудован 1 3МН-1.

3М-М - летающая лодка (проект). Разработан в 1960 году.

3М-П - заправщик на базе 3МД (проект). Разработан в 1960 году.

3М-Т - танкер для дозаправки ракетоносца М-52 (проект). Разработан в 1960 году.

3МД (М-6К-14) - доработанный ракетоносец, носитель ракеты К-14. Отличался двигателями ВД-7Б, крылом увеличенной площади, изменённым составом оборудования. Первый полёт 25 ноября 1959 года (экипаж Б.М.Степанова). В 1959-1960 годах изготовлено 10 самолётов (планировалось 60). Впервые показан на выставке в Домодедове в 1967 году.

3МЕ - высотный ракетоносец, носитель ракеты К-14. Отличался конструкцией носовой части фюзеляжа, двигателями РД-7П, РЛС "Рубин-1". В 1959 году переоборудован 1 3М. Первый полёт в марте 1959 года. Планировалась постройка 60 самолётов.

3МН-2 - заправщик на базе 3МН. Переоборудование бомбардировщиков 3МН в заправщики началось в конце 70-х годов.

3МР - дальний морской разведчик (проект). Разработан в 1964 году.

3МС-2 (М-6С-2) - заправщик на базе 3МС. Переоборудование бомбардировщиков 3МС в заправщики началось в конце 70-х годов.

103М - рекордный. Представлял собой М-4 с двигателями ВД-7.

201М - рекордный вариант 3М. В 1959 году на нём установлено 19 мировых рекордов.

ВМ-Т "Атлант" ("3-35", 3М-Т) - транспортный. Предназначен для перевозки крупногабаритных грузов на фюзеляже. Отличается удлинённым фюзеляжем, двухкилевым оперением, двигателями ВД-7М, усиленным шасси. В 1980 году переоборудовано 3 самолёта.

М-4 "Молот" ("изделие 103", 2М) - стратегический бомбардировщик. В 1953-1957 годах изготовлено 32 самолёта. Принят на вооружение в 1954 году.

М-4А - опытный с системой дозаправки в воздухе. Разработан совместно с ОКБ С.М.Алексеева. Изготовлен в 1955 году.

М-4К ("25К") - ракетоносец (проект).

М-4-2 - заправщик на базе М-4. Отличался дополнительным топливным баком в бомбоотсеке на 3600 л и наличием комплексного агрегата заправки. Начиная с 1958 года все ранее выпущенные М-4 переоборудованы в заправщики.

М-4Р-2, 3МНР, 3МСР-2 - доработанные. Отличались составом БРЭО (Р-802В, АРК-42, РСБН-2с, ДИСС-1).

М-6П ("29П", М-29) - пассажирский (проект). Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра с салоном на 170-180 мест. Разрабатывался в 1955 году.

М-6Т ("29Т") - транспортный (проект). Разрабатывался в 1956 году.

Назад