Самолет МиГ-21.

   

9 сентября 1953 года вышло постановление СМ СССР, предписывающее ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого разработать новые типы истребителей, рассчитанных на большую сверхзвуковую скорость. При проектировании были учтены теоретические исследования, проведённые в ЦАГИ на малоразмерных моделях самолётов. Конструкции обоих КБ имели схожую форму: сигарообразный фюзеляж с круглым воздухозаборником в носовой части с центральным телом в виде конуса. Были выбраны две оптимальные формы крыла: тонкое стреловидное и треугольное малого удлинения.

ОКБ-155 А.И.Микояна начало проектирование истребителя со стреловидным крылом Е-1 под двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина. Т.к. двигатель в нужные сроки создан не был, было решено заменить его двигателем АМ-9Б от МиГ-19. Новый самолёт получил обозначение Е-2. Одновременно началось проектирование самолёта Е-5 с треугольным крылом и двигателем АМ-11, но его также пришлось переработать (по тем же причинам) под АМ-9Б (самолёт Е-4). 14 февраля 1955 года лётчик-испытатель Г.К.Мосолов впервые поднял в небо Е-2. 16 июня взлетел Е-4 (лётчик испытатель Г.А.Седов). 9 января 1956 года лётчик-испытатель В.А.Нефёдов поднял в небо самолёт Е-5. В ходе сравнительных испытаний были выявлены преимущества самолёта с треугольным крылом. Самолёту Е-5 было присвоено обозначение МиГ-21. В 1957-1958 годах испытывались самолёты Е-50 со стреловидным крылом, но начиная с 1958 года все усилия ОКБ были направлены на совершенствование истребителя с треугольным крылом.

После завершения испытаний Е-5 в 1957 году было принято решение установить на самолёт форсированный вариант двигателя АМ-11 - Р-11Ф-300 ("изделие 37Ф"). Новый самолёт получил обозначение Е-6 (МиГ-21Ф). 20 мая 1958 года В.А.Нефёдов поднял Е-6 в воздух. В 1959 году на Горьковском авиазаводе началось серийное производство МиГ-21Ф.

МиГ-21 стал одним из самых знаменитых самолётов послевоенного периода. Всего в СССР на трёх заводах изготовлено 10158 самолётов различных модификаций (5278 на заводе №21 в Горьком, 3203 на заводе №30 "Знамя Труда" в Москве и 1677 на заводе №31 в Тбилиси). Ещё 194 МиГ-21 изготовлены в ЧССР. Выпускался он так же в Индии и Китае. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. Последние модификации выпускались до 1984 года. Самолёт в больших количествах поставлялся в различный страны мира: Албанию, Анголу, Афганистан, Бангладеш, Бирму, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гвинею, Гвинею-Бисау, ГДР, Египет, Замбию, Зимбабве, Индию, Ирак, Иран, Йемен, Кампучию, Китай, КНДР, Конго, Кубу, Лаос, Ливию, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Нигерию, Пакистан, Польшу, Румынию, Сирию, Судан, Танзанию, Финляндию, Чехословакию, Шри-Ланку, Эфиопию, Югославию. После распада СССР кроме России имеется в Азербайджане и Туркмении. Чехословацкие МиГ-21 были поделены между Чехией и Словакией, югославские - между Сербией и Хорватией.

Самолёт участвовал во многих локальных конфликтах. Первая победа на МиГ-21 была одержана 10 марта 1964 года, когда в районе Магдебурга (ГДР) был сбит американский разведчик RB-66. Широко применялся во время войны во Вьетнаме. Именно на МиГ-21 будущий космонавт Фам Туан сбил американский стратегический бомбардировщик B-52. Последней войной с применением МиГ-21 стала Югославия (март-июнь 1999 года). По состоянию на 1999 год в мире в строю находилось 3300 самолётов семейства МиГ-21. В настоящее время в России и за рубежом разрабатываются различные проекты модернизации самолёта.

Назад