Самолет МиГ-25.

   

Поисковые работы по созданию сверхзвукового самолёта, способного преодолеть рубеж в 3М, велись в ОКБ-155 А.И.Микояна в 1958-1959 годах. В 1960 году было принято принципиальное решение. Непосредственно проектирование самолёта Е-155 началось 10 марта 1961 года. В отделе проектов была создана группа из 12 человек, в которую вошли инженеры максимально прогрессивных взглядов и с нестандартным мышлением. Первоначально работы возглавлял М.И.Гуревич, затем его сменил Н.З.Матюк. Дальнейшая модернизация осуществлялась под руководством Л.Г.Шангелая. Самолёт разрабатывался сразу в двух вариантах: перехватчик Е-155П и разведчик Е-155Р. 5 февраля 1962 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №131-62, поручавшее ОКБ постройку опытных экземпляров самолёта, определяло из ЛТХ, сроки постройки и выхода на испытания, а также определяло порядок кооперации с другими предприятиями.

Самолёт делала вся страна. В числе смежников ОКБ-155 были: Раменское ПКБ, НПО "Авионика", ЛИИ им. М.М.Громова, ГосНИИАС, Новосибирский НИИАА, МНИИП, МКБ "Восход", Курское КБ промышленной автоматики, МКБ "Союз", ВНИИРА, НПО "Пальма", ВНИТИ, ГНИИРС, МНИИРС, Казанский и Красногорский оптико-механический заводы, Куйбышевский завод "Экран", Каменск-Уральское КБ "Деталь", МКБ "Марс", ЦАГИ, НИИАТ, ВИАМ, ЦИАМ и др. Специально для самолёта были разработаны новые сплавы, термостойкие резина, плексиглас, гидрожидкость.

Для Е-155 был выбран двигатель ОКБ А.А.Микулина 15К, по газодинамике близкий к прямоточному (создавался для беспилотного аппарата больших скоростей и высот полёта ДР-2 "Ястреб"). Доработанный для истребителя двигатель получил обозначение Р-15Б-300. Планер самолёта было решено изготовить из стали, т.к. дюраль не выдерживал огромных тепловых нагрузок (температура торможения на максимальной скорости - 303°C). Чтобы компенсировать прибавку в весе, фюзеляж выполнен по несущей схеме бак-конструкция, разделённой на отсеки, усиленной изнутри стрингерами, сваренной герметично и полностью заполненной топливом (топливо занимает 70% объёма фюзеляжа). Для ослабления нагрева топлива двигатели были закрыты посеребрёнными экранами. Топливо применяется тоже специальное - высокотемпературный керосин Т-6.

В 1962 году был построен макет самолёта. Первый прототип Е-155Р-1 был изготовлен в 1963 году. 6 марта 1964 года лётчик-испытатель А.В.Федотов впервые поднял Е-155Р в воздух. 9 сентября 1964 года П.М.Остапенко облетал Е-155П. К доводке оборудования привлекались самолёты Е-150, Е-152, Е-152М, МиГ-21, 3 Ту-104, Ту-110. В 1969 году на Горьковском авиационном заводе №21 (позже Авиационное производственное объединение им. Серго Орджоникидзе) началось серийное производство МиГ-25Р, а в 1971 - перехватчика МиГ-25П. 13 апреля 1972 года на вооружение Советской Армии был принят комплекс перехвата МиГ-25-40 (самолёт-перехватчик МиГ-25П, ракета класса "воздух-воздух" Р-40, система радиокомандного наведения с земли "Лазурь" и т.д.), в декабре того же года - разведчик МиГ-25Р. За создание самолёта группа конструкторов была удостоена Ленинской премии.

Первоначально МиГ-25 предназначался только для эксплуатации на территории СССР. После угона самолёта в Японию 6 сентября 1976 года все построенные ранее самолёты были модернизированы. Раскрытие секретов МиГ-25 позволило снять экспортные ограничения и передать самолёты в страны, дружественные СССР: Алжир, Болгарию, Индию, Ирак, Ливию и Сирию (продажа на экспорт началась в 1979 году). В Индии состоял на вооружении до 1 мая 2006 года.

МиГ-25 является одним из немногих в мире действительно сверхзвуковых самолётов (полёт на сверхзвуковой скорости является для него нормальным режимом). В общей сложности на нём установлено 38 мировых рекордов, 7 из которых абсолютные. Некоторые из них не перекрыты до сих пор. Производство МиГ-25 продолжалось до 1984 года, когда ему на смену пришёл более совершенный МиГ-31. Всего изготовлено 1190 самолётов МиГ-25 различных модификаций.

Назад