Самолет Су-17.

   

Существенным недостатком истребителя-бомбардировщика Су-7Б была высокая посадочная скорость, затруднявшая его использование с грунтовых аэродромов. В начале 60-х годов в ЦАГИ по предложению П.П.Красильщикова был разработан проект оснащения Су-7Б крылом, консольная часть которого была способна менять угол стреловидности. При этом фюзеляж и центроплан оставались практически неизменными. Проект был поддержан П.О.Сухим и в 1965 году начались работы по созданию такого самолёта (первоначальное обозначение МС-19). Возглавил работу главный конструктор Н.Г.Зырин (позже его сменил С.Селезнёв). В 1966 году был изготовлен прототип С-22И (переоборудован из серийного Су-7БМ). На самолёте был усилен центроплан, установлены поворотные консоли, управлявшиеся гидромоторами. Все эти меры привели к утяжелению самолёта на 400 кг. По рекомендации ЦАГИ кроме закрылков была применена и механизация передней кромки крыла. Для повышения долговечности поворотного узла ЦИАТИМ разработал специальную смазку - "Свинцоль-01". 2 августа 1966 года С-22И совершил первый полёт (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). 9 июля 1967 года новый самолёт был показан на воздушном параде в Тушино. К концу 1967 года заводские испытания были завершены.

В 1969 году была выпущена опытная серия из 12 самолётов С-32. Их конструкция была доработана: изменена топливная система, установлен гаргрот на фюзеляже, число точек внешней подвески увеличено до 6, установлено более совершенное БРЭО. Серийное производство самолёта под обозначением Су-17 началось в 1970 году на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А.Гагарина. В 1971 году он полностью сменил в сборочном цехе Су-7БКЛ. Первые 10 машин были направлены в 4 ЦБП и ПЛС в Липецке. В 1973 году самолёт принят на вооружение советских ВВС. В первую очередь новыми самолётами оснащались полки 1 ОДВА (Дальневосточный ВО) и 23 ВА (Забайкальский ВО), что было вызвано обострившимися отношениями с Китаем и близостью к заводу-изготовителю. Первым их получил 523 Оршанский ибап. Модификация Су-17М в первую очередь направлялась в части 16 ВА (ГСВГ), противостоящей наиболее сильной группировке НАТО.

В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. В 1970-1990 годах было изготовлено 1866 самолётов Су-17 различных модификаций. Модификации Су-17М3 и Су-17М4 принимали участие в афганской войне вплоть до вывода советских войск из Афганистана (в самом начале войны в боях принимал участие 217 апиб, вооружённый самолётами Су-17). На основе опыта боевого применения был проведён ряд доработок, повышающих боевую живучесть (установлены ИК-ловушки и бронеплиты, прикрывающие нижнюю часть фюзеляжа). Разведчики Су-17М3Р появились в Афганистане в 1984 году, сменив прежние МиГ-21Р. Самолёты семейства Су-17 применялись во время первой чеченской войны.

В 1997 году истребительно-бомбардировочная авиация в России была упразднена. Последние Су-17М4 эксплуатировались в составе ВВС Черноморского флота до 1998 года, пока их не сменили Су-24М. В ВВС России остались одни разведчики Су-17М4Р, остальные находится на базах хранения или утилизируются. Самолёты семейства Су-17 имеются на Украине, в Туркмении и Узбекистане. В конце 90-х годов ОКБ им. П.О.Сухого разработало варианты модернизации самолётов семейства Су-17 для расширения их боевых возможностей.

Назад