Самолет Як-141.

   

В ноябре 1977 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработка сверхзвукового самолёта вертикального взлёта для замены Як-38. В 1978 году ОКБ А.С.Яковлева приступило к проектированию истребителя-перехватчика Як-41 и учебного Як-41УТ. Новый самолёт предназначался для перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе. Им предполагалось оснастить авианесущие корабли "Новороссийск", "Баку" и "Тбилиси". Ведущим конструктором по самолёту был назначен Г.А.Матвеев. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор А.С.Яковлев.

Эскизный проект и макет самолёта с единым подъёмно-маршевым двигателем был представлен комиссии весной 1979 года. Комиссией было предложено расширить состав вооружения и применить комбинированную силовую установку (1 подъёмно-маршевый и 2 подъёмных двигателя). В новом варианте проект и макет Як-41 был готов осенью 1980 года. Одновременно начались теоретические исследования по повышению боевой нагрузки и времени барражирования, которые завершились в 1983 году. Но из-за неготовности двигателя Р-79В-300 начало испытаний перенесли на 1985 год.

Весной 1986 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании многоцелевого самолёта Як-41М с использованием задела Як-41. К этому времени появились новые системы вооружения, позволявшие расширить возможности боевого применения самолёта. Рабочее проектирование велось под руководством главного конструктора В.Н.Павлова. Общее руководство осуществляли генеральный конструктор А.Н.Дондуков и его заместитель В.Г.Дмитриев. Для сокращения сроков проектирования было решено использовать оборудование истребителя МиГ-29.

Было построено 4 прототипа (2 для лётных испытаний, 1 для статических и 1 для отработки силовой установки). Первый полёт Як-41М по-самолётному состоялся 9 марта 1987 года (лётчик-испытатель А.А.Синицын), вертикальный взлёт - 13 июня 1990 года. Летом 1991 года самолёт по инициативе Дондукова получил новое обозначение - Як-141. Осенью испытания продолжились в Североморске. 21 сентября 1991 года Синицын впервые посадил Як-141 на палубу ТАКР "Адмирал Горшков" (бывший "Баку"). После аварии одного из прототипов 5 октября лётные испытания прекратили. Самолёт впервые продемонстрирован широкой публике на аэрокосмическом салоне в Фарнборо в сентябре 1992 года, а в 1995 году он был показан на авиасалоне в Жуковском.

Як-141 может взлетать непосредственно из укрытия без выруливания на ВПП, эксплуатироваться с повреждённых аэродромов, автодорог и кораблей, не имеющих развитой полётной палубы, использоваться для перехвата воздушных целей на угрожаемом направлении вне зависимости от наличия там сети аэродромов.

В апреле 1991 года на Як-141 лётчик А.А.Синицын достиг скорости 1,8М и установил 12 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта для СВВП.

Серийное производство Як-141 предполагалось на Саратовском авиазоводе. Но в 1991 году был снят с вооружения Як-38, после чего три корабля пр. 1143 пустили на слом, а "Адмирал Горшков" был продан в Индию. В результате кораблей для базирования Як-141 в Российском флоте не осталось. В конце 1991 года финансирование подготовки производства прекратилось. Работы некоторое время продолжались за счёт средств ОКБ. Иностранного инвестора найти так и не удалось. В настоящее время прототип Як-141 является экспонатом музея ВВС в Монино.

Назад