Схема и конструкция самолета Як-141.

   

Самолёт представляет собой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с двухкилевым оперением, крепящимся к двум консольным балкам. Крыло трапециевидное с малым удлинением (угол стреловидности по передней кромке 30°). При корабельном базировании крыло складывается (размах в сложенном положении 5,9 м). Конструкция планёра выполнена из коррозионностойких алюминиево-литиевых сплавов и на 26% из композиционных материалов. Кабина лётчика находится в передней части фюзеляжа и снабжена катапультным креслом К-36ЛВ. Силовая установка состоит из подъёмно-маршевого двигателя (ПМД) Р-79-300 и двух подъёмных двигателей (ПД) РД-41 (расположены за кабиной пилота). Прямоугольные регулируемые воздухозаборники на боковой поверхности имеют 4 клапана дополнительной подпитки воздухом подъёмно-маршевого двигателя при его работе на земле. Для поворота сопла ПМД в задней части фюзеляжа имеется складывающаяся створка. В режиме вертикального взлёта сопло ПМД отклоняется на 95°, при коротком взлёте - на 62°.

Управление по курсу и крену на режимах висения, взлёта и посадки осуществляется струйными рулями, которые установлены на законцовках руля и носовой части самолёта. Управление по тангажу происходит за счёт изменения соотношения тяг ПД и ПМД. Пилотажно-навигационный комплекс самолёта позволяет выполнять полёты в любое время суток при любой погоде на всех географических широтах.

Вооружение самолёта включат 30-мм пушку ГШ-301, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы, контейнеры КМГУ-2 с малогабаритными боеприпасами. Предусмотрено применение и специального морского оружия: ракет Х-25Р, Х-25Т. Х-31А, Х-31П, Х-35.

Назад