Самолет МиГ-29.

   

В 1969 году НИИ ВВС совместно с ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева проанализировал опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и предложил начать разработку одновременно двух фронтовых истребителей: лёгкого ЛФИ и завоевания господства в воздухе ИЗГВ (ПФИ). В 1971 году были сформулированы тактико-технические требования к новым истребителям. ОКБ им. А.И.Микояна совместно с ЦАГИ исследовало несколько вариантов компоновок истребителей ("тема 9"). Наиболее перспективной была признана интегральная компоновка. В 1972 году на основе проведённых исследований ТТТ были доработаны. В том же году был проведён конкурс проектов ЛФИ, в котором участвовали проекты МиГ-29 и Як-45. Победителем стал проект ОКБ Микояна. 26 июня 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, официально поручавшее ОКБ Микояна разработку лёгкого фронтового истребителя четвёртого поколения.

Работу возглавил заместитель Генерального конструктора А.А.Чумаченко. Основными особенностями проекта, получившего обозначение "9-12", стали использование интегральной аэродинамической компоновки, при которой фюзеляж выполнен несущим и создаёт до 40% общей подъёмной силы, перспективной силовой установки из двух двухконтурных двигателей РД-33 ОКБ С.П.Изотова (в качестве альтернативной рассматривалась силовая установка из 2 двигателей Р-67-300 ОКБ С.П.Туманского), новой системы управления вооружением и новых типов ракет (К-27, Р-73). В 1975 году на опытном производстве ММЗ им. Микояна совместно с МАПО началось изготовление первого прототипа "9-12". В 1976 году утверждён натурный макет. Постройка прототипа завершилась в августе 1977 года, а 6 октября он впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель А.В.Федотов). После завершения широкомасштабной программы испытаний с участием 14 прототипов в 1982 году началось серийное производство на авиазаводах "Знамя Труда" в Москве и №21 в Горьком под обозначением МиГ-29. Принят на вооружение в 1983 году. В конце 1983 года самолёт начал поступать в строевые части ВВС (первым его получил 234 гв.иап в Кубинке). В 1982 году главным конструктором по МиГ-29 был назначен М.Р.Вальденберг, с 1993 года темой руководил В.В.Новиков, в 1999 году его сменил А.Б.Слободский.

Рациональная аэродинамическая компоновка, высокая тяговооружённость, надёжная автоматизированная система управления обеспечивают МиГ-29 отличные манёвренные характеристики. Свои качества самолёт неоднократно демонстрировал в полётах на международных авиационных выставках в СССР (России), Великобритании, Канаде, ОАЭ, США, Франции, Чили и других странах. На самолётах МиГ-29 выступала пилотажная группа "Стрижи". По мнению многих специалистов МиГ-29 стал лучшим истребителем мира конца XX века.

К настоящему времени изготовлено более 1300 самолётов МиГ-29 различных модификаций. В процессе производства самолёт неоднократно дорабатывался. После распада СССР России досталось 400 МиГ-29 (часть на консервации), около 100 - Белоруссии (на 2003 год осталось 65), 22 - Казахстану, 34 - Молдавии (не сохранились), 22 - Туркмении, 36 - Узбекистану и 245 - Украине (в строю 190). В 1986 году начались поставки на экспорт в Болгарию (22 самолёта), Венгрию (28), ГДР (24), Индию (66), Ирак (41, осталось 15), Иран (14 + 21 иракский), КНДР (30), Кубу (12), Малайзию (18), Перу (4), Польшу (12 + 10 закуплено в Чехии), Румынию (14, в строю 12), Сирию (20), Судан (15), Финляндию, Чехословакию (20), Югославию (16). Это самый распространённый в мире истребитель 4 поколения. 20 МиГ-29 и 4 МиГ-29УБ достались бундесверу от Национальной народной армии ГДР. После распада Чехословакии по 10 самолётов досталось Чехии (в 1995 году переданы Польше в обмен на 11 вертолётов W-3) и Словакии (ещё 5 поставлено из России). В 1997 году Молдавия продала 21 самолёт США и 4 Йемену, а Белоруссия - 12 Перу. В боевых условиях впервые применён Ираком в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Применялся в 1999 году во время агрессии НАТО против Югославии, причём обеими сторонами.

Назад