Самолет Су-27К (Су-33).

   

Работы по созданию палубного истребителя Су-27К для оснащения авианесущего крейсера проекта 1143.5 начались в ОКБ им. П.О.Сухого в 1977 году. Главным конструктором был назначен К.Х.Марбашев. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. Аванпроект самолёта, получившего первоначальное обозначение Т-12, был готов в 1978 году. За основу была взята конструкция истребителя Су-27 (Т-10). Отличия заключались в складывающемся крыле, тормозном гаке и усиленном шасси. Предусматривались меры по дополнительной антикоррозийной защите планёра и двигателей.

В 1981 году по требованию заказчика в проект крейсера были внесены изменения: вместо паровой катапульты было решено установить трамплин. Для отработки методики взлёта с трамплина был доработан самолёт Т-10-3 (третий лётный прототип Су-27). Летом 1982 года лётчик-испытатель Н.Ф.Садовников начал выполнять на нём взлёты с сухопутного трамплина на комплексе "Нитка" в Саках. На следующий год самолёт оснастили гаком и началась отработка методики посадки с помощью аэрофинишёра. Одновременно велось эскизное проектирование (уже под обозначением Т-10К), которое было завершено в феврале 1985 года. Так как отечественные авианосцы могли нести меньше самолётов, чем американские, было решено сделать самолёт многоцелевым и ввести в состав вооружения противокорабельные и противолокационные ракеты, корректируемые и свободнопадающие бомбы. Для улучшения маневренности было применено переднее горизонтальное оперение. Отработка ПГО велась моделях в аэродинамических трубах ЦАГИ и СибНИА, а с мая 1985 года - и на самолёте Т-10-24.

В 1987 году завершилось изготовление первого прототипа Т-10К-1. 17 августа лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв впервые поднял в небо. В том же году был изготовлен и второй прототип Т-10К-2. На нём 1 ноября 1989 года Пугачёв впервые в СССР осуществил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов") по самолётному и взлёт с палубы с использованием трамплина. 21 ноября была осуществлена первая ночная посадка на палубу.

Серийное производство Су-27К организовано в Комсомольске-на-Амуре. Впервые он продемонстрирован публике на Берлинском аэрокосмическом салоне в 1992 году. Государственные испытания продолжались до 1994 года. 31 августа 1998 года самолёт под обозначением Су-33 принят на вооружение ВМФ России.

В настоящее время самолётами Су-33 вооружён 1 полк морской авиации КСФ (279 иап, 26 самолётов), приписанный к ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Первый боевой поход крейсера с 10 истребителями на борту в Центральную Атлантику и Средиземное море состоялся в декабре 1995 - марте 1996 года.

Назад