Ту-160, стратегический сверхзвуковой ракетоносец.

   

Разработка сверхзвукового бомбардировщика для замены 3М и Ту-95, а также в противовес американскому B-1, в ОКБ А.Н.Туполева началась в 1968 году. В конкурсе так же участвовали ОКБ П.О.Сухого и В.М.Мясищева. Проектирование велось в сотрудничестве с ЦАГИ, ЛИИ, НИАС, ВИАМ, НИАТ и другими отраслевыми институтами. Первоначальный проект напоминал пассажирский самолёт Ту-144, но такая конфигурация не обеспечивала необходимой дальности при полёте на дозвуковой скорости. К 1975 году был разработан новый проект - самолёт "70" с крылом изменяемой геометрии. Проект был поддержан Д.Ф.Устиновым (курировал в ЦК КПСС оборонную промышленность, с 1976 года - министр обороны) и работа была продолжена. Главным конструктором по самолёту был назначен В.И.Близнюк, общее руководство осуществлял А.А.Туполев. Одновременно с самолётом создавались новые двигатели (ОКБ им. Н.Д.Кузнецова) и конструкционные материалы. Учитывая сложность и масштабность задач, руководил работой сам министр авиационной промышленности П.В.Дементьев.

В процессе проектирования самолёта "70" рассматривались различные варианты компоновочных схем. В конечном итоге была выбрана схема с двигателями в мотогондолах под неподвижной частью крыла. Большое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности. В конце 1977 года был утверждён полномасштабный макет самолёта. К 1981 году было построено 3 прототипа (2 лётных и 1 для статиспытаний). 18 декабря 1981 года прототип Ту-160 впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова (экипаж лётчика-испытателя Б.И.Веремея). 6 октября 1984 года в воздух поднялся прототип с полным комплектом оборудования.

К началу 80-х годов специально для Ту-160 был построен Ульяновский авиационный промышленный комплекс, но его переориентировали на выпуск транспортного самолёта Ан-124 и серийное производство Ту-160 началось на Казанском авиазаводе в 1986 году. По окончании Государственных испытаний бомбардировщик стал поступать в войска. Первым (с мая 1987 года) начал получать новый самолёт 184 бап, дислоцированный в г. Прилуки (Украина). Официально принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 года.

Всего изготовлено 36 самолётов Ту-160. Из них 19 оказалось "приватизированными" Украиной (кстати, объявившей себя безъядерным государством). После нескольких лет переговоров 8 самолетов переданы России (остальные уничтожены). Российские Ту-160 дислоцируются в г. Энгельсе (Саратовская обл.), куда перебазировались лётчики, не захотевшие принимать украинскую присягу (80% личного состава 184 бап). Для подготовки пилотов используется Ту-134УБ-Л. В январе 1992 года Ельцин пытался свернуть выпуск Ту-160, но здравый смысл возобладал и было принято решение о продолжении серийного производства. На Ту-160 установлено 44 мировых рекорда. В настоящее время в Энгельсе базируется 14 самолётов Ту-160.

Назад