Модификации.

   

Ан-2Т 1948 г, транспортный, почтовый, грузовой без пассажирских сидений. Это, по сути дела, простейший вариант, конструкция самолета в чистом виде, без всякого кабинного оборудования, но пригодный для любых перевозок максимально возможных по габаритам и массе предметов..

Ан-2ТП 1949 г     пассажирский и грузовой со скамейками вдоль бортов фюзеляжа на 12 человек, чем и отличается от предыдущего. Предназначался для авиалиний самой небольшой протяженности (30-200 км) вокруг городов.

Ан-2ТД Парашютно-десантный и учебный для сброса 12 парашютистов и их грузов; как предыдущий, без всякой отделки кабины, со скамейками вдоль бортов и с приспособлениями для сброса. Широко применяется для обучения парашютистов.

АН-2П Пассажирский 12-14-местный, с нормальными легкими пассажирскими сиденьями и звукоизоляцией кабины.

АН-2С Санитарный на шесть лежачих больных, с двумя сопровождающими медработниками.

Ан-2СХ Сельскохозяйственный с устройствами для опыления и опрыскивания.

Для порошкообразных химикатов, гранулированных удобрений и для жидкостей в центре масс самолета установлен бак емкостью 1400 л типа "хоппер", т.е. сужающийся к низу и заканчивающийся круглым отверстием диаметром 300 мм, через которое порошок поступает в туннельный распылитель и рассеивается полосой шириной от 18 до 22 м. С 1975 г применяется трехканальный распылитель РТШ-1, позволяющий увеличить рабочую ширину захвата до 34-36 м.

Опрыскивающая жидкость выливается из бака в горизонтальную трубку, прикрепленную под нижним крылом по всему его размаху и даже выходящую за пределы концов крыла. Между баком и трубкой     дозирующий насос, действующий от ветрянки. Трубка снабжена многочисленными насадками. Эти устройства разнообразны, многое менялось в поисках лучших решений, пока удалось достичь равномерного рассеивания жидкости, как и порошка, полосой до 30 м ширины. В одну секунду может быть высыпано или рассеяно до 20 кг порошка или 18 л жидкости. Управление пневматическое. Устройства для опрыскивания и опыливания взаимозаменяемы на одном и том же самолете. Была проведена большая работа по созданию и доводке этих устройств, практически отработано несколько различных вариантов, не обозначаемых отдельными индексами.

Для посадки на неподготовленные аэродромы было построено и испытано специальное шасси. К его обычным главным колесам были добавлены на тех же осях сварные тележки, несущие по два дополнительных колеса (хвостовые от Ан-2) спереди и сзади главного и хвостовое колесо с дополнительной лыжей.

Опорная поверхность возросла вдвое, и самолет мог рулить и взлетать даже поперек борозд вспаханного поля, проходимость резко возросла. Однако маневренность самолета на земле ухудшилась, и новое шасси серийно не строили.

Самолеты Ан-2 сельскохозяйственной авиации больше страдали от коррозии, чем обычные, и иногда их приходилось списывать при налете всего 5-6 тыс. часов вместо 12 тыс. часов общетехнического ресурса.

С этим удалось в какой-то мере справиться посредством антикоррозионной зашиты на основе эпоксидных грунтов и эмалей.

Ан-6 Метео Зондировщик атмосферы, самолет для горных районов, для высотных, метеорологических и геофизических исследований. Для этого на двигателе АШ-62ИР был установлен компрессор ТК-19 с регулятором РТК-1, обеспечивающий поддержание мощности 850 лс до высоты 9500 м.

Кроме того, в самолете была оборудована кабина наблюдателя перед килем для достижения наилучшего обзора вверх, в стороны и вперед поверх крыльев.

Первый полет     21 марта 1948 г (В.А. Диденко). 12 декабря 1953 г и 9 июня 1954 г на Ан-6 установлены международные рекорды высоты     10 293 м и 11 248 м для самолетов с взлетной массой 3000-6000 кг (В. Калинин).

Была выпушена серия в 1956-1958 гг.

Ан-4 (Ан-2В) Поплавковый вариант Ан-2Т с той же конструкцией самолета и той же предельной полетной массой 5250 кг. Винт АВ-2Р с реверсом для сокращения пробега. Поплавки однореданные с водяными рулями, цельнодуралюминовые, размерами 9,34*1,65*1,85 м, объемом по 6 куб.м и массой по 220 кг. Они крепятся на шести стойках с пятью крестами расчалок к фюзеляжу и соединены двумя трубами. Заклепочные швы однорядные, и вся конструкция предельно легкая. Наружных скуловых стрингеров нет. Поперечный набор поплавка составляют 31 шпангоут, из них 11 переборок, делящих поплавок на 12 отсеков. Поплавковый вариант нашел применение на Севере, в Сибири, на речных аэролиниях.

Ан-4 Лесопожарный, поплавковый, приспособленный для тушения лесных пожаров посредством оригинального устройства для набора и выливания воды. Отсек поплавков перед реданом на разбеге самолета наполняется водой в количестве 1260 л (в обоих поплавках вместе) через приоткрытые створки в их днище. В полете вода выливается через них же.

Ан-2Ф Аэрофотосъемочный вариант, он же ночной корректировщик артиллерийского огня, отличающийся от всех других вариантов разнесенным вертикальным оперением и своеобразным тонким хвостом с частично прозрачным фюзеляжем для лучшего обзора вниз у наблюдателя-стрелка в кабине за верхним крылом.

Тонкая хвостовая часть фюзеляжа и разнесенное оперение были сделаны для увеличения поля обстрела из пулемета УБТ или пушки НС-23 у стрелка. Носовая и средняя части фюзеляжа без изменений.

Этот единственный военный вариант Ан-2 был построен в июле 1948 г, первый полет его состоялся в апреле 1949 г (летчик А.Е. Пашкевич), испытания     с сентября 1949 г по февраль 1950 г. В серии не был.

Ан-2М Выпущенный через много лет специализированный сельскохозяйственный самолет, модернизация Ан-2. Размеры и формы те же, внешне отличается только формой вертикального оперения     более угловатой.

Самолет одноместный, с новой сельскохозяйственной аппаратурой, с увеличенной емкостью бака для химикатов: 1960 л вместо 1400 л. Это самый производительный и экономичный в своем классе сельскохозяйственный самолет. Себестоимость обработки 1 га снижена на 22-27%, а среднегодовая выработка на самолет увеличилась на 40-45%.

Выполняемая работа: внесение удобрений до посева, подкормка сельскохозяйственных культур, борьба с вредителями и болезнями полей и лесов, с сорняками, дефолиация хлопчатника и др.

Привод к аппаратуре новый, более производительный, от двигателя АШ-62ИР с помощью коробки приводов, потребляющей мощность в 50 лс.

В конструкцию самолета внесены изменения, продиктованные временем. Фюзеляж цельнодуралюминовый, клеесварной конструкции. Кабина летчика изолирована от действия химикатов, капот двигателя     с улучшенным доступом к агрегатам; на хвостовом колесе введена фиксация нейтрального положения для облегчении взлета с боковым ветром; управление торможением колес перенесено со штурвала на педали; увеличен противокапотажный угол шасси. В конструкцию внедрены также стеклопластики. Диаметр выпускной горловины бака химикатов увеличен с 300 до 400 мм, что позволило получить большие секундные расходы химикатов     до 60 кг/с и ширину обрабатываемой полосы до 24-30 м.

При снятии сельскохозяйственной аппаратуры самолет Ан-2М быстро переоборудуется в транспортный.

Крейсерская скорость 170-185 км/ч, при полевых работах 140-160 км/ч, разбег не более 200 м, пробег (без химикатов) до 100 м. Взлетная масса 5500 кг, химикаты 1500 кг (нормально). Первый полет был выполнен 20 мая 1964 г, испытания закончены к сентябрю. Широко применяется.

Назад