Схема и конструкция Ан-10.

   

Ан-10 - свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, на котором установлены четыре ТВД А. Г. Ивченко АИ-20 взлетной мощностью 4000 э.л.с. каждый с винтами АВ-68 диаметром 4,5 м (на первом опытном самолете были установлены ТВД НК-4 конструкции Н.Д. Кузнецова мощностью 4000 э.л.с).

Фюзеляж - цельнометаллический балочно-стрингерный полумонокок с диаметром в максимальном сечении 4,1 м. Поперечный набор фюзеляжа состоит из 68 шпангоутов и 9 полушпангоутов, а продольный набор - из ПО стрингеров.

Фюзеляж разделен на четыре отсека. В носовой части первого отсека расположена кабина экипажа, который включает командира, второго летчика, штурмана, бортрадиста и бортмеханика. Затем размещается передний пассажирский салон на 25 мест, далее - отсек бытовых помещений (гардероб, буфет-кухня и багажник). За бытовым отсеком находятся средний пассажирский салон на 46 мест и задний салон на 13 пассажиров. В кабине экипажа и в пассажирских салонах поддерживается перепад давлений 0,5 кгс/см2, что позволяет обеспечить комфортные условия на высоте полета 10 000 м. Под полом пассажирских помещений расположены грузовые и багажные отсеки. Погрузка и разгрузка осуществляются через люки по правому борту.

Пассажирские кресла (сдвоенные и строенные) - прочные и легкие. Каркас кресел выполнен из алюминиевых и магниевых сплавов. Кресло снабжено пепельницей, кнопкой вызова бортпроводника, индивидуальным светильником и радионаушником, включаемыми по желанию пассажира. Средняя ширина прохода между блоками кресел 410 мм. Полы в салонах закрыты коврами.

Посадка и выход пассажиров производятся через две двери, расположенные по левому борту, а погрузка крупногабаритных грузов - через заднюю грузовую дверь по правому борту. По обоим бортам расположены 33 круглых окна.

В хвостовой части фюзеляжа в специальном съемном контейнере укладывается тормозной высотный парашют, который выпускается при аварийном снижении в случае внезапной разгерметизации кабин самолета на высоте 10 000 м. Парашют обеспечивает снижение самолета до безопасной высоты 4000 м в течение 2 мин. В дальнейшем, по результатам испытаний опытного образца, контейнер с парашютом не применялся.

Крыло самолета - свободнонесущее, трапециевидной формы в плане и состоит из центроплана, двух средних частей и двух консолей. Средние части несут на себе двухщелевые закрылки с дефлекторами общей площадью 27 м2 и пластинчатые элероны (8 шт.). На консолях навешены двухсекционные элероны общей площадью 7,84 м2 с триммерами-сервокомпенсаторами.

Пластинчатые элероны представляют собой кривые пластины, размещенные на крыле перпендикулярно потоку. Их управление кинематически связано с управлением элеронами, при отклонении которых вверх автоматически выдвигаются вверх пластинчатые элероны.

Конструкция крыла - кессон с двумя лонжеронами балочного типа, состоящими из верхних и нижних поясов таврового сечения и стенок.

В средних частях крыла размещены 18 мягких протектированных топливных баков, в центроплане - 4 непротектированных. Общая емкость всех топливных баков составляет 13 580 л.

Хвостовое оперение - свободнонесущее, цельнометаллическое, однокилевое, без поперечного V.

Двигатель в гондоле крепится под крылом при помощи рамы с амортизаторами и силовой фермы. Самолет оборудован системой нейтрального газа и противопожарной системой.

Трехопорное шасси состоит из передней управляемой опоры с двумя сблокированными нетормозными колесами размером 900x300 мм, двух главных опор с четырехколесными тележками и хвостовой опоры. База шасси - 9,58 м, колея -4,92 м. Колеса главных опор размером 1050x300 мм с пневматиками полубаллонного типа с дисковыми тормозами. Шасси убирается в фюзеляж: передняя опора - назад по полету, главные опоры - вдоль размаха крыла по направлению к плоскости симметрии самолета. Хвостовая опора убирается назад в специальную нишу.

Управление элеронами, рулями высоты и направления - двойное, жесткое, с подключением рулевых машинок автопилота. Электрооборудование обеспечивает запуск двигателей, питание приборов и радиосвязи, работу агрегатов топливной и масляной систем, противообледенительных и обогревательных устройств.

Высотное оборудование обеспечивает создание и поддержание в пассажирских салонах и кабине экипажа условий, необходимых для полетов на больших высотах. Для этого салоны и кабина снабжены системой кондиционирования воздуха, теплозвукоизоляцией и герметизацией люков и дверей.

Масса пустого самолета 30 760 кг. При этом масса фюзеляжа 6425 кг, крыла - 5310 кг, хвостового оперения - 710 кг, шасси - 2297 кг.

Летные данные Ан-10 при взлетной массе 51 т следующие: крейсерская скорость на высоте 8000 м - 630 км/ч; максимальная дальность полета с 85 пассажирами (и их багажом), грузом 800 кг и часовым остатком топлива - 3500 км.

Назад