Модификации.

   

Ан-10А. В этой модификации выполнена перекомпоновка пассажирского салона путем увеличения числа рядов сидений и добавления двух купе (16 мест). Всего на самолете могут быть размещены 100 пассажиров. Геометрические размеры и внешний вид Ан-10А не отличаются от базового варианта. Коммерческая нагрузка увеличена до 14,5 т. Самолет оснащен четырьмя ТВД АИ-20А мощностью по 4000 э.л.с. и винтами АВ-68И.

С целью определения уровня безопасности полета с одним работающим двигателем летчик Ю.В. Курлин 14 июля 1960 г. выполнил на Ан-10А два полета: один - с работающим внутренним двигателем, второй - с работающим внешним и зафлюгированными винтами отключенных двигателей. Благодаря большой энерговооруженности, высоким аэродинамическим качествам самолета, большому запасу устойчивости и хорошей управляемости экипажу удалось впервые в мире провести этот эксперимент успешно.

29 апреля 1961 г. на Ан-10А установлен мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту 500 км для самолетов с ТВД - 730,616 км/ч. Ан-10А производился серийно в 1959- 1960 гг. В 1969 г. 22 самолета Ан-10А были переоборудованы для перевозки 112...115 пассажиров.

За годы серийного производства (1957-1960 гг.) на Воронежском авиационном заводе построены 108 самолетов Ан-10 и Ан-10А. К 1971 г. эти самолеты перевезли свыше 35 млн пассажиров и 1,2 млн т грузов. Тем самым они вышли на первое место в СССР по пассажирообороту. Но в мае 1972 г. в районе Харькова произошла катастрофа Ан-ЮА, в которой погибли 115 человек. Расследование показало, что ее причиной были усталостные трещины стрингеров нижней панели центроплана, обнаруженные впоследствии и на некоторых других машинах. В результате было принято решение о прекращении в 1973 г. эксплуатации самолетов на линиях "Аэрофлота".

Ан-10КП (воздушный командный пункт) - модификация Ан-10А для боевого управления и обеспечения связи с различными взаимодействующими штабами и пунктами управления при нахождении самолета в воздухе и на земле. Пассажирский салон оборудован рабочими местами операторов. В 1970 г. по заказу ВДВ был доработан один самолет.

Ан-16 - модификация Ан-10 для перевозки 130 пассажиров с багажом, почты и грузов общей массой до 14 000 кг на расстояние 2000 км. Увеличение числа кресел достигается за счет трехметровой цилиндрической вставки в фюзеляж базового самолета.

Разработка этого варианта выполнялась в 1957 г., но не была воплощена в связи с получением нового задания на создание другой модификации.

Ан-10Б - модификация на базе Ан-10А, созданная в 1962 г. путем переоборудования пассажирского салона базового самолета для установки 132 кресел без изменения размещения бытовых помещений и переноса перегородок между салонами. Увеличение числа пассажирских мест достигнуто путем установки семи кресел в ряду (вместо шести) и увеличением числа рядов в среднем салоне (девять вместо семи). Новые кресла с откидной спинкой, установленные в переднем и среднем салонах, обеспечивают необходимый комфорт для пассажиров. Были также внесены изменения в оперение. Шайбы на горизонтальном оперении были заменены на два подфюзеляжных киля общей площадью 9,06 м2. Геометрические данные самолета остались прежние. (Такая модификация была проведена и на самолетах Ан-10А.)

Для увеличения дальности беспосадочного полета при коммерческой нагрузке 14 500 кг до 2000 км добавлены баки-кессоны в консолях крыла и четыре бака в средней части крыла. Масса топлива при полностью заправленных баках 15 200 кг.

Под такой вариант была доработана только одна машина.

Ан-10АС - грузовой вариант, рассчитанный на перевозку 16 300 кг различных грузов, включая животных. Переоборудование из пассажирского в транспортный осуществлялось путем снятия кресел и перегородок, установки на пол грузовых настилов со швартовочными узлами. Такое переоборудование выполнялось непосредственно в эксплуатирующих подразделениях на многих самолетах Ан-10А, летающих на трассах "Аэрофлота".

Ан-10В-модификация Ан-10А для перевозки 174 пассажиров на расстояние до 1600 км или 128 пассажиров - на 3000 км. Отличается добавлением цилиндрических вставок в фюзеляж впереди и позади центроплана, что увеличивает длину пассажирского салона на 6 м.

Разработка выполнена в 1963 г., но самолет построен не был.

Ан-10ТС (транспортно-санитарный) - вариант для транспортировки различных воинских грузов общей массой до 14 т, габаритные размеры которых позволяют производить их погрузку в кабину самолета через грузовую дверь размером 1300x1500 мм, расположенную по правому борту; перевозки десантников (113 -при посадке с десантниками, 60 - при десантировании на парашютах); перевозки раненых (73 - на носилках, 20 - на сиденьях) и 4 медработников.

Грузовая кабина оборудована системой принудительного открытия парашютов и механизмами уборки их вытяжных веревок. Погрузка и высадка десантников, а также раненых производятся по специальному трапу, устанавливаемому у задней входной двери. Сброс десантников осуществляется в два потока: через грузовую дверь (справа) и через заднюю входную дверь (слева).

По результатам испытаний в НИИ ВВС серийной машины Ан-10 в 1959 г. было принято решение о переоборудовании 11 самолетов в вариант Ан-10ТС.

Назад