Модификации.

  

Ан-22А - вариант самолета Ан-22 с усиленной конструкцией и форсированными до 18000 э.л.с. двигателями, со взлетной массой до 250 т с максимальной коммерческой нагрузкой до 80 т прорабатывался ОКБ О.К.Антонова с 1966 года. Предусматривалась установка оборонительного пушечного вооружения в хвостовой части фюзеляжа. Двигатель НК-20 (1967 г.) остался в проекте и Ан-22А с повышенной грузоподъемностью реализован не был.

Доработанный в 1970-1971 годах вариант серийного самолета Ан-22 - Ан-22А проходил государственные испытания в 1972 году. На самолете была изменена компоновка топливной системы, модернизировано оборудование, заменены некоторые агрегаты и система управления. В ходе модернизации 1970 г. радиоприцел «Инициатива» был перемещен из-под правого обтекателя шасси в носовую часть фюзеляжа.

В 1974 г. установлена более совершенная РЛС «Купол-22».

Самолеты с учетом проведенных усовершенствований выпускались начиная с пятой серии. Первый серийный Ан-22А (СССР-09320) совершил полет 31 июля 1973 г. До января 1976 года со стапелей Ташкентского Авиационно-Промышленного Объединения им. Чкалова сошло 22 Ан-22А.

Ан-22амфибия. В начале 60-х годов в ОКБ О.К.Антонова в соответствии с решением о разработке транспортной амфибии для перевозок боевой техники и грузов массой до 30 т, включая ракеты и топливо, исследовали возможность создания на базе сухопутного самолета Ан-22 амфибии. Она предназначалась для десантирования грузов, в том числе и на воду, а также для снабжения подводных лодок в открытом море, спасательных операций, постановки мин, обнаружения и поражения подводных лодок противника. Амфибию разрабатывали на базе самолета «100» (прототипа Ан-22), при этом фюзеляж решили оснастить килеватой мореходной частью с реданами. Первый вариант сделали с поддерживающими поплавками (бугелями) на фюзеляже, второй - с убирающимися подкрыльевыми поплавками. На самолет планировалось ставить лыжно-крыльевое гидрошасси (носовая водная лыжа, основные опоры - два подводных крыла). В гидроканале ЦАГИ провели гидродинамические испытания на масштабных моделях 1:20 и на этом все закончилось.

Ан-22 - пассажирский самолет. Существовал проект пассажирского варианта Ан-22. Предполагалось удлинить фюзеляж на 15 м, организовать в нем двухпалубный салон на 724 места с кинозалом, баром, комнатой матери и ребенка и спальными купе. Проект остался только на бумаге, хотя осенью 1972 г. один из «Антеев» выполнил «пассажирский» рейс - вывозя советский персонал из Египта, он взял на борт 700 человек (именно столько, сколько обещал О.К.Антонов на парижском салоне 1965 года).

Ан-22-ПЛО самолет противолодочной обороны. Согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 26/10/1965 в ОКБ О.К.Антонова на базе Ан-22 разрабатывался проект сверхдальнего маловысотного самолета противолодочной обороны с ядерной силовой установкой - Ан-22-ПЛО.

Его СУ включала разработанный под руководством А.П.Александрова малогабаритный реактор с биозащитой, распределительный узел, систему трубопроводов и специальные ТВД конструкции H.Д.Кузнецова. Hа взлете и посадке использовалось обычное топливо, а в полете работу СУ обеспечивал реактор.

Расчетную продолжительность полета определили в 50 ч,  а дальность полета - 27 500 км.

В 1970 г. Ан-22 №01-06 было оборудован точечным источником нейтронного излучения мощностью 3 кВт и многослойной защитной перегородкой.

Позже, в августе 1972 г., на самолете №01-07 установили небольшой атомный реактор в свинцовой оболочке.

Ан-22Р стратегический авиационно-ракетный комплекс. В 1969-1970 годах в ОКБ-473 генерального конструктора О.К.Антонова совместно с ЦАГИ, НИИ АС и другими организациями МАП выполнялась научно-исследовательская работа по созданию на базе тяжелого транспортного самолета Ан-22 межконтинентального авиационно-ракетного комплекса Ан-22Р с морскими баллистическими ракетами.

На самолете в фюзеляж предполагалось разместить три вертикально расположенных и выступающих над фюзеляжем пусковых установки с баллистическими ракетами большой дальности.

Одним из вариантов авиационно-ракетного комплекса Ан-22Р предусматривалась установка на самолете-носителе ракет Р-27 морского ракетного комплекса Д-5.

Ракетный комплекс Д-5 для кораблей ВМФ разрабатывался с ракетой 4К10 для поражения наземных стратегических целей и с ракетой 4К18 для поражения надводных кораблей большого водоизмещения. Работы по комплексу были начаты в апреле 1962 года согласно Постановлению СМ №386-179 от 24 апреля 1962 года. На вооружение комплекс Д-5 был принят Постановлением СМ № 162-164, подписанным в марте 1968 года, но только с ракетой Р-27 (4К10). Носителем комплекса Д-5 стала ПЛ пр.667А, оснащенная 16 шахтными пусковыми установками.

По комплексу Ан-22Р были проведены комплексные исследования, выполнены проектные проработки.

Ан-22Ш - транспортный самолет. При разработке ракеты-носителя «Энергия» рассматривались различные способы транспортировки блоков, баков, агрегатов, отдельных частей ракеты и орбитального корабля. Негабаритность конструкций блока второй ступени (выше четвертой степени) и корабля заставили разработчиков обратиться к воздушным средствам транспортировки. Были изучены авиационные средства транспортировки блока Ц на базе отечественных самолетов Ту-95, Ан-22, Ан-124, Ил-76 и 3М. Самолеты Ту-95 и Ил-76 не обеспечивали необходимой грузоподъемности.

Впервые в отечественной практике для транспортировки негабаритных грузов ОКБ О.К.Антонова модифицировало свой крупнейший в то время воздушный грузовик Ан-22 «Антей», установив наверху его фюзеляжа узлы крепления различных грузов. В 1981 году на этой машине были выполнены уникальные перевозки вне грузовой кабины крыла ВТС нового поколения Ан-124 «Руслан» из Ташкента в Киев. Затем на этом самолете транспортировался центроплан самолета Ан-225 «Мрия» массой около 40 т. Модифицируя «Антей», конструкторам удалось разрешить большое количество сложных проблем, связанных с устойчивостью и управляемостью самолета при наличии на внешней подвеске груза столь больших габаритов и с возможностью возникновения негативных аэроупругих явлений. Однако даже огромные транспортные возможности «Антея» оказались недостаточными для решения задач по транспортировке компонентов системы «Энергия-Буран».

Руководство Минавиапрома обращается к О.К.Антонову с просьбой разработать самолет, специально предназначенный для транспортировки блоков космических систем. В ответ на просьбу авиаконструкторы предпринимают попытку модифицировать для этих целей «Антей». В принципе такая модификация была возможна в двух направлениях: размещение грузов сверху либо внутри сильно «раздутой» хвостовой части фюзеляжа (диаметр ее увеличивался до 8,3 м). Первый способ оказался неперспективным ввиду сложности обеспечения путевой устойчивости и управляемости самолета при наличии столь крупного внешнего груза, второй -  Ан-22Ш - по причине прочностных и компоновочных проблем.

Выбор был сделан в пользу модернизации самолетов 3М в ВМ-Т и создания специального самолета Ан-225 «Мрия» на базе Ан-124.

Назад