Самолет Ту-114.

   

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1955 г. ОКБ-156 официально приступило к разработке дальнемагистрального пассажирского самолета Ту-95П. Как и в случае с Ту-104, из первоначального названия будущего Ту-114 следовало, что он создавался на базе бомбардировщика Ту-95. Новыми были фюзеляж диаметром 4,2 м полумонококовой конструкции с пассажирской гермокабиной для 170 пассажиров, центроплан крыла и носовая опора шасси. Наибольшей доработке подверглось крыло. Были и другие изменения, касавшиеся отдельных узлов и оборудования. Основные опоры шасси, хвостовое оперение, силовая установка, а также пилотажно-навигационный комплекс и связное оборудование остались прежние.

Большой диаметр фюзеляжа по сравнению с Ту-104 позволил увеличить объем грузоотсеков и перенести на "первый этаж" кухню и два двухместных дивана для отдыха обслуживающего персонала. Как и на Ту-104, кабины экипажа и пассажиров разделялись сферической гермоперегородкой. Горизонтальное оперение перенесли на фюзеляж и сделали переставным. Его угол можно менять от - 1,5 (исходное положение) до + 5,5°. Поворот стабилизатора осуществлялся относительно оси болтов задних узлов крепления на фюзеляже.

В октябре 1957 г. опытный Ту-114 с двигателями НК-12М (впоследствии устанавливали НК-12МВ с механизмом автоматического флюгирования воздушных винтов) предъявили на заводские испытания, и 15 ноября экипаж летчика-испытателя А.П. Якимова совершил на нем первый полет. В том же году началось освоение его серийного производства на заводе № 18. Ту-114 стал первым отечественным межконтинентальным пассажирским самолетом с газотурбинными двигателями.

В 1958 г. завод выпустил три Ту-114, первый из которых облетал экипаж летчика-испытателя И.М. Сухомлина. Три года ушли на испытания и доводку машины. За это время выявили 175 дефектов. Для сравнения отметим, что за аналогичный период при доводке Ан-10 обнаружили дефектов почти в четыре раза больше.

В сентябре 1959 г. на опытном Ту-114 была доставлена в США советская делегация во главе с Н.С. Хрущевым.

Ту-114 отличался высоким уровнем шума (108...112 дБ) и вибраций, главным источником которых были соосные воздушные винты. Не всегда обеспечивалась и безопасность взлета при отказе одного из двигателей.

С октября 1960 по март 1961 г. самолет проходил эксплуатационные испытания, а 24 апреля был выполнен первый пассажирский рейс по маршруту Москва - Хабаровск. На доводку и испытания лайнера ушли три с половиной года.

В дальнейшем Ту-114 проложили маршруты из Москвы в Ташкент, Алма-Ату, Иркутск. До 1970 г. на этих линиях летали 170-местные машины. Затем салоны перекомпоновали в 200-местные. На завершающей стадии эксплуатации лайнеров они перевозили до 220 пассажиров. В зависимости от нагрузки дальность полета изменялась от 7000 до 8000 км. Для беспосадочных полетов в Америку и Японию потребовалась дальнейшая доработка лайнера.

С 1977 г. самолеты Ту-114 сняли с эксплуатации. Их заменил более комфортабельный Ил-62. С 1958 по 1965 г. завод № 18 выпустил 31 самолет Ту-114.

За 15 лет эксплуатации самолеты Ту-114 перевезли около 6 млн. пассажиров, совершив почти 50 000 полетов, показав себя очень надежной машиной. За это время произошла лишь одна катастрофа, и та на земле. В 1966 г. предстоял технический рейс в Бразилию. В условиях ограниченной видимости самолет на взлете при скорости 275 км/ч столкнулся со снежным сугробом.

Назад