Самолет Ту-134.

   

1 августа 1960 г. вышло правительственное постановление о создании скоростного пассажирского самолета Ту-124А с двигателями Д-20П, установленными в хвостовой части фюзеляжа. Предусматривались следующие основные летные данные: максимальная скорость - 1000 км/ч, крейсерская - 800-900 км/ч , практическая дальность - 1500 км, максимальная - 2000 км, коммерческая нагрузка - 5 т, пассажировместимость - 40 человек, экипаж - четыре человека. Речь шла о проектировании небольшого комфортабельного самолета с невысокими экономическими показателями. В ходе первоначальной проработки задания в ОКБ убедились в возможности создать новый самолет на основе начавшего проходить в тот период заводские испытания Ту-124. К апрелю 1961 г. подготовили эскизный проект самолета, в нем число пассажиров довели до 46-58 и предусмотрели установку более мощных двигателей Д-20П-125 взлетной тягой 5800 кгс. Во время проходившей в октябре-ноябре 1961 г. макетной комиссии требования к коммерческой нагрузке увеличили до 7 т, к количеству пассажиров - до 65-70 человек и к практической дальности - до 1500-3000 км.

В начале 1962 г. рабочие чертежи на опытный Ту-124А передали в производство. На первом этапе проектирования и постройки прототипа всеми работами руководил Д.С.Марков, с декабря 1962 г. руководителем работ по Ту-124А назначили ЛЛ.Селякова, перешедшего к Туполеву из ОКБ В.М.Мясищева. В дальнейшем судьба Л.Л.Селякова на всю жизнь будет связана с этим самолетом, именно под его руководством машина будет доведена до серии, появятся оригинальные модификации и будет обеспечена многолетняя успешная эксплуатация большого парка серийных машин в стране и за рубежом.

Ту-124А построили в первой половине 1963 г., опытный самолет был рассчитан на перевозку 52-56 пассажиров. 29 июля 1963 г. экипаж АД.Калины поднял машину в первый полет. Заводские испытания закончились 6 ноября 1964 г., опытная машина показала крейсерскую скорость 800 км/ч и практическую дальность, в зависимости от величины коммерческой нагрузки и запаса топлива, 1500-2900 км. С учетом результатов испытаний опытного Ту-124А на заводе № 135 построили первый Ту-134 (обозначение Ту-124А в серии) с двигателями Д-20П-125 - «дублер». Его первый полет состоялся 9 сентября 1964 г. «Дублер» имел увеличенную до 64 человек пассажировместимость и большую взлетную массу. Он стал вторым экземпляром, на котором продолжили испытания и доводки Ту-134. В ходе испытаний пришли к выводу о необходимости увеличить тягу двигателей; решено было устанавливать модифицированные Д-20П-125 5-й серии - в серийном производстве двигатель Д-30 с взлетной тягой 6800 кгс.

Первая серийная машина Ту-134 с двигателями Д-30 взлетела 21 июля 1966 г. Одновременно на Харьковском авиационном заводе (ХАЗ, так с середины 60-х годов стал именоваться завод № 135) спроектировали и изготовили новое горизонтальное оперение увеличенной площади, установленное на Ту-134 после того, как выяснились причины катастрофы британского пассажирского самолета ВАС 111 аналогичной компоновки. Новое горизонтальное оперение поставили на первый серийный самолет с Д-30. Самолет с ним и с двигателями Д-30 взлетной массой 44 т совершил свой первый полет 25 октября 1966 г. Этот полет принято считать завершением этапа создания Ту-134 как нового типа пассажирского самолета.

Пока шли доработки базовой конструкции, Ту-134 продолжали проходить заводские и госиспытания, в их ходе в катастрофе потеряли «дублер». Испытания продолжили на других машинах. Вторую серийную испытали на больших углах атаки вплоть до режима сваливания (в дальнейшем подобные испытания стали обязательными для всех отечественных авиалайнеров).

К моменту эксплуатационных испытаний, начавшихся 1 апреля 1967 г. взлетную массу Ту-134 довели до 45 т при пассажировместимости 72 человека. По их окончании, 26 августа 1967 г., Ту-134 официально приняли для эксплуатации в ГВФ. 9 сентября серийный Ту-134 совершил первый пассажирский рейс Москва - Адлер.

На ХАЗе развернули полномасштабный выпуск Ту-134, заменившего в серии Ту-124. За базовым вариантом последовали улучшенные пассажирские модификации Ту-134А и Ту-134Б, учебные самолеты для ВВС Ту-134Ш и Ту-134УБ-Л и другие варианты. Всего до момента завершения серийного производства в 1984 г. построили 852 Ту-134, из них 134 поставили на экспорт в страны Восточной Европы и многие государства Азии и Африки. Массовые поставки за границу потребовали приспособить самолет к международным требованиям эксплуатации, усовершенствовать оборудование и улучшить интерьер салонов. Впервые в практике отечественного самолетостроения конструкция самолета и его летные данные прошли международный контроль, Ту-134 и его модификации получили международные сертификаты летной годности, в том числе и по уровню шума на местности. Появились варианты с сокращенным составом экипажа (без штурмана), с новым радиолокационным оборудованием и т.д.

Ту-134 в «Аэрофлоте» стал «рабочей лошадкой», взяв на себя львиную долю перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне самолеты до последнего времени были самыми комфортабельными в «Аэрофлоте». Машину постоянно совершенствовали по составу оборудования, устанавливали модернизированные двигатели, увеличивали пассажировместимость, соответственно, улучшались экономические показатели. Например, значение топливной эффективности удалось довести до 34-39 г/пасс-км (первые Ту-134 расходовали 55 г/пасс-м). Количество пассажирских кресел на Ту-134 в последних модификациях довели до 80-90, при этом взлетная масса поднялась до 49 т. Всего к началу 90-х годов парк Ту-134 в системе «Аэрофлота» перевез около 500 млн. пассажиров. Самолет продолжают эксплуатировать в ГВФ России и странах СНГ, предлагаются различные программы модернизации парка Ту-134.

Назад