Самолет Як-40.

   

Разработка реактивного пассажирского самолёта для местных авиалиний (до 1500 км) началась под руководством А.С.Яковлева в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №356-126 от 30 апреля 1965 года. Проектирование самолёта заняло всего год. 21 октября 1966 года лётчик-испытатель А.Колосов впервые поднял Як-40 в воздух. В 1967-1968 годах были проведены лётные испытания самолёта. Начиная с 1967 года, Як-40 участвовал во многих авиационных салонах мира (Англия, Италия, Франция, ФРГ, Швеция, Япония). В октябре 1968 года началось его серийное производство на Саратовском авиазаводе. 30 сентября 1966 года Як-40 выполнил первый рейс (из Москвы в Кострому) с пассажирами на борту.

При проектировании самолёта перед КБ стояла задача - найти компромисс между надёжностью и экономичностью. По этой причине было решено применить схему с силовой установкой из трёх двигателей АИ-25 ОКБ А.Г.Ивченко. Средний двигатель оснащён реверсивным устройством. На самолёте применено крыло большой площади, позволившее отказаться от сложных многощелевых предкрылков и закрылков. Як-40 не нуждается в аэродромных передвижных трапах: в задней части фюзеляжа имеется откидной посадочный трап. Шасси оснащено мягкой амортизацией и колёсами большого диаметра, что позволяет эксплуатировать самолёт с грунтовых аэродромов.

Самолёты первых серий были рассчитаны на перевозку 24 пассажиров. Взлётная масса составляла 13,7 т. С 1969 года началось производство 27-местного самолёта взлётной массой 14,7 т. В 1972 году была разработана конструкция крыла с увеличенными топливными баками (взлётная масса самолёта возросла до 16,1 т). В 1973 году началось производство 32-местного самолёта. К 1980 году самолёты Як-40 осуществляли связь с 276 городами СССР и полностью вытеснили с местных воздушных линий самолёты Ли-2, Ил-12 и Ил-14. Серийное производство самолёта продолжалось до ноября 1981 года. Всего изготовлено 1011 самолётов Як-40 всех модификаций.

В 1970 году началась поставка Як-40 на экспорт. Всего за рубеж было поставлено 125 самолётов различных модификаций. Они эксплуатировались в Анголе (5), Афганистане (3), Болгарии (13), Венгрии (1), Вьетнаме (8), Замбии (2), Италии (3), Камбодже (3), Кубе (17), Лаосе (2), Мальгашской республике (2), Польше (19), Сирии (7), ФРГ (5), Чехословакии (26), Экваториальной Гвинее (2), Эфиопии (1), Югославии (6). После распада СССР кроме России имеется в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Молдавии, Таджикистане и на Украине. Чехословацкие Як-40 поделили между собой Чехия и Словакия. На 2002 год в эксплуатации находилось 344 самолёта.

Назад