Модификации.

   

Ту-154 - находился в серийной постройке на КуАЗе в 1968-1974 гг., выпущено 42 самолета. Первая серийная Машина совершила полет в 1970 г. К1974 г. серийный завод совместно с ММЗ «Опыт» подготовил 16 вариантов компоновок пассажирской кабины, общие решения которых стали стандартными для всех последующих модификаций. Практически все Ту-154 в конце 70-х годов переоборудовали в Ту-154Б. Несколько машин, принадлежавших ОКБ, использовались для отработки на Ту-154 новых систем и оборудования (ТРДД НК-8-2У, АБСУ-154 2 сер., схема взаимодействия органов управления и механизации и т.д.), ставших, фактически, прототипами модификаций Ту-154А и Ту-154Б. Из выпущенных Ту-154 только три поставили на экспорт: один - в Венгрию, два - в Болгарию;

Ту-154А - модификация с двигателями НК-8-2У с увеличенной до 10500 кгс взлетной тягой и улучшенной экономичностью, увеличенной до 94 т взлетной массой и увеличенным запасом топлива. Практическая дальность возросла до 3000-4000 км, улучшились взлетные характеристики. На самолете модернизировали бортовые системы и оборудование. Ту-154А выпускались с 1974 г., всего построили 78 машин.

Ту-154Б - самая массовая модификация. Всего с 1975 г. до середины 80-х годов КуАЗ выпустил 486 Ту-154Б, Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2. Самолет отличался усиленной конструкцией планера, увеличенной до 96-98 т взлетной массой, интегрированной автоматической системой управления механизацией крыла и стабилизатора, доработанной топливной системой, оборудованием и кабиной экипажа. В варианте Ту-154Б-1 число пассажиров довели до 160-169 человек, а на Ту-154Б-2 - до 180. Самолеты поставлялись на экспорт: Венгрия получила один Ту-154Б и 12 Ту-154Б-2; Куба - 5 Ту-154Б-2; Болгария - 9 Ту-154Б, 3 Ту-154Б-1, 4 Ту-154Б-2; ЧССР - 2 Ту-154Б-2; КНДР -3 Ту-154Б и 1 Ту-154Б-2; Румыния - 5 Ту-154Б, 3 Ту-154Б-1и4Ту-154Б-2.

1у-154Е - проект 1977 г., вариант Ту-154Б с двигателями Д-ЗОА взлетной тягой 8400 кгс. Дальнейшего развития не получил;

Ту-154С (первоначальное обозначение Ту-164) - грузовая модификация Ту-154Б с дополнительной грузовой дверью и салоном, переоборудованным под размещение и загрузку грузов. В первой половине 80-х годов в «грузовики» переоборудовали девять Ту-154Б;

«174» (Ту-174) - проект дальнейшего развития Ту-154. Для увеличения пассажировместимости предполагалось спроектировать новый фюзеляж большего диаметра и большей длины. Проектирование велось в начале 70-х годов, но дальнейшего развития не получило;

«136» (Ту-136) - проект середины 70-х годов, представлявший «симбиоз» нескольких самолетов: основные агрегаты (фюзеляж, кабина экипажа, система управления, пилотажно-навигационный комплекс) взяли с Ту-154, хвостовое оперение - с Ту-134А. Крыло новое из сверхкритических профилей, два двигателя Д-30КУ размещались на пилонах в доработанных мотогондолах от Ил-76. Ту-136 рассчитывался на перевозку 134-168 пассажиров на дальность до 3000 км, работами руководил Л.Л.Селяков. Подготовили аванпроект самолета в пассажирском варианте и в учебно-тренировочном варианте для ВВС (Ту-136У);

Ту-154Т - проект начала 70-х годов, предусматривавший создание на базе Ту-154 самолета-заправщика для Дальней авиации;

ТУ-154 ДРЛО - предварительные проработки по самолету дальнего радиолокационного дозора и обнаружения в рамках программы создания самолета ДРЛО «156»;

ТУ-154М (первоначальные обозначения Ту-154-160, Ту-160А, Ту-164) - создавался в соответствии с правительственным постановлением от 9 августа 1978 г. с целью дальнейшего улучшения характеристик Ту-154Б. Существенное снижение расхода топлива было достигнуто путем установки более экономичных двигателей Д-30КУ-154 (Д-ЗОКУ-154 2 сер.), улучшения местной аэродинамики планера и силовой установки (удалось поднять аэродинамическое качество на крейсерском режиме полета на 2-3%).

Первый серийный Ту-154М совершил полет 16 июля 1984 г. Удалось достичь улучшения топливной эффективности на 10-20% на дальностях до 3000 км и на 30-60% - свыше 3000 км. По уровню шума на посадке Ту-154М соответствовал действующим требованиям ICAO. С конца 80-х годов на Ту-154М начали устанавливать новый пилотажно-навигационный комплекс «Жасмин» с инерциальной системой И-21 в комплекте с АБСУ-154-3, что позволило самолету выполнять автоматическую посадку в соответствии с требованиями ЗА категории ICAO. Выпустили более 300 самолетов Ту-154М, из них около 100 поставили за границу;

Ту-154М-ЛЛ (УЛО) - летающая лаборатория для изучения проблем создания крыла с управляемым ламинарным слоем. В настоящее время ОКБ ведет работы по данной теме;

ТУ-154МД - проект 1989 г. модификации Ту-154М с увеличенным запасом топлива и взлетной массой, доведенной до 140 т, новым пилотажно-навигационным комплексом и улучшенной аэродинамикой. Дальнейшего развития не получил;

Ту-154-100 - модификация пассажирского самолета Ту-154М с увеличенной взлетной массой, с повышенным комфортом и уменьшенной до 132 человек пассажировместимостью. Улучшен состав оборудования, строится серийно.

Ту-154М2 - проект, модернизация Ту-154М под два двигателя ПС-90А-154, с увеличенным фюзеляжем, новым пилотажно-навигационным оборудованием и повышенным комфортом;

ТУ-154МЗ - проект, аналогичный Ту-154М2, но с двигателями НК-93;

ТУ-154ЛЛ, ТУ-154ЛК-1, ТУ-154ЛК-2 - летающие лаборатории для реализации программы создания ВКС «Буран». Переоборудовали пять Ту-154, они успешно использовались для подготовки летчиков-космонавтов и отработки пилотажно-навигационных систем ВКС «Буран»;

ТУ-154М «Открытое небо» (ТУ-154М-ОН) - специализированный самолет-разведчик, переоборудованный из серийного Ту-154М для работ по международной программе «Открытое небо». Две машины переоборудовали в ФРГ в 1995 г. (одну потеряли в катастрофе в 1997 г.). Аналогичная работа ведется и в ОКБ А.Н.Туполева.

Назад