Схема и конструкция самолета Ил-76.

   

Ил-76 представляет собой высокоплан с фюзеляжем круглого сечения, стреловидным крылом (25° по линии четверти хорд) и Т-образным хвостовым оперением. Силовая установка состоит из 4 турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30КП конструкции ОКБ П.А.Соловьёва. Двигатели установлены на пилонах под крылом. Для запуска двигателей в передней части левого обтекателя установлена вспомогательная силовая установка ТА-6 Ступинского КБ машиностроения. В правом обтекателе размещаются аккумуляторы и фотоаппарат. Шасси пятиопорное с передней стойкой. Основное шасси состоит из 4 четырёхколёсных опор. Широкопрофильные шины низкого давления обеспечивают способность самолёта действовать с грунтовых и снежных полос. Механизация крыла включает трёхщелевые закрылки Фаулера (впервые в мире) и пятисекционные предкрылки. Для облегчения погрузки и разгрузки грузовая кабина оборудована 4 элетротельферами грузоподъёмностью по 2,5 т. Для погрузки несамоходной техники имеется две лебёдки. Кабина экипажа двухэтажная, имеется туалет.

Ил-76 выпускался в гражданском и военном вариантах. Военный десантно-транспортный самолёт отличался кормовой стрелковой установкой с двумя двухствольными пушками ГШ-23. Предназначен для десантирования моногрузов (до 47 т) и боевой техники с высоты 4000 м, личного состава с высоты 8000 м. Предусматривалось применение в качестве бомбардировщика (бомбы калибром до 10 т, морские мины). Ил-76М и Ил-76МД широко применялись в войне в Афганистане, при этом ни один самолёт не был сбит. Один Ил-76М является экспонатом музея ВВС в Монино, Ил-76МД - экспонатом музея ВТА в Иванове.

Гражданский самолёт рассчитан на перевозку 6 авиационных контейнеров УАК-5 (УАК-5А) или жёстких грузовых поддонов ПА-5,6, 12 контейнеров УАК-2,5 или жёстких поддонов ПА-2,5, 6 гибких поддонов ПА-3,6, 3 авиационных контейнеров УАК-10 или стандартных 20-футовых морских контейнеров. Титановый пол кабины и поверхность рампы снабжены роликовыми дорожками, которые в походном положении убираются в специальные колодцы. Груз крепится к швартовым узлам на полу с помощью цепей.

Назад