Самолет Ил-86.

   

К концу 60-х годов пассажиропоток в аэропортах мира (а чуть позже - и в СССР) вырос на столько, что традиционные пассажирские самолёты уже с трудом с ним справлялись. Количественное увеличение самолётного парка проблему решить не могло. Требовались самолёты с удвоенной и утроенной вместимостью, которые позволили бы разгрузить воздушные трассы и стоянки в аэропортах. Разработка широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил-86 началась в ОКБ им. С.В.Ильюшина под руководством генерального конструктора Г.В.Новожилова в марте 1970 года. 9 марта 1972 года вышло Постановление СМ СССР, официально поручавшее ОКБ разработку такого самолёта.

Ил-86 стал первым отечественным самолётом, спроектированным по условиям заданного ресурса и сертификации. При разработке проекта были рассмотрены несколько вариантов компоновки: с фюзеляжем круглого (разных диаметров) и овального сечения, с размещением пассажиров на одной и на двух палубах. Были рассмотрены различные схемы размещения багажа. При этом предполагалось, что для упрощения наземного обслуживания пассажиров транспортировка багажа и грузов будет осуществляться по схеме "багаж при себе + контейнеры". В результате был выбран вариант фюзеляжа диаметром 6 м с размещением пассажиров на верхней палубе (по 9 кресел в ряд с двумя проходами) и багажа на нижней. Для возможности обслуживания самолёта в малооборудованных аэропортах применены встроенные трапы. Прорабатывались различные варианты размещения двигателей. От размещения силовой установке в хвосте было решено отказаться в пользу схемы размещения двигателей под крылом, которая давала широкий диапазон эксплуатационных центровок и позволяла уменьшить радиус разворота на земле. Была проведена большая конструкторская и экспериментальная работа по выбору типа взлётно-посадочной механизации крыла, которая позволила выполнить жёсткие требования по обеспечению эксплуатации с относительно коротких полос (до 2600 м). Для уменьшения удельной нагрузки на грунт установлена четвёртая опора шасси (под фюзеляжем). Много внимания при проектировании было уделено повышению уровня комфорта пассажиров (в салоне была даже предусмотрена видеосистема с магнитофоном "Электроника ВМ-12").

К 1973 году был готов эскизный проект. 22 декабря 1976 года экипаж лётчика-испытателя Э.И.Кузнецова впервые поднял Ил-86 в небо с Центрального аэродрома в Москве. В начале 1977 года был готов прототип для статических испытаний, после чего начались заводские испытания. В июне 1977 года первый прототип демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже, где получил высокую оценку. В ноябре 1977 года к испытаниям присоединился третий прототип (второй лётный). Заводские испытания продолжались до 22 сентября 1978 года. Не дожидаясь их окончания, на Воронежском авиазаводе приступили к серийному производству. Первый полёт серийного самолёта состоялся 24 октября 1977 года. 27 сентября 1979 года в Московском управлении ГА (в аэропорту Внуково) начались эксплуатационные испытания. Был совершён ряд технических рейсов в Минеральные Воды, Ташкент, Новосибирск. 24 декабря 1980 года был получен сертификат типа, а 26 декабря Ил-86 выполнил первый рейс с пассажирами на борту из Внукова в Ташкент. В январе 1981 года был выполнен первый международный рейс из Шереметьева в Берлин.

Для своего времени Ил-86 представлял собой новейшее слово отечественной науки и техники. При организации производства были освоены более 50 новых технологий. Новизна конструкторских решений, применённых на Ил-86, подтверждена 130 авторскими свидетельствами. Для его освоения в "Аэрофлоте" были сформированы лётные и наземные экипажи из наиболее опытных специалистов. Первыми самолёт освоили лётчики Внуковского авиапредприятия. Вслед за ними пилоты ЦУМВС, Ленинградского, Западно-Сибирского, Уральского, Узбекского и Казахского управлений МГА СССР. Появление Ил-86 позволило решить проблему с перегруженностью пассажирских линий (в конце 80-х годов на нём осуществлялось до 25% пассажирских перевозок на внутренних и международных линиях). Ил-86 зарекомендовал себя как один из самых надёжных самолётов в мире (за всё время эксплуатации была лишь одна катастрофа и та без пассажиров на борту).

Первый технический рейс из Москвы в Минеральные Воды состоялся в сентябре 1978 года. С 26 декабря 1980 года начались регулярные рейсы по маршруту Москва-Ташкент (первый рейс выполнил экипаж В.А.Калиманова), а с июля 1981 года самолёт вышел на линию Москва-Берлин. Затем начались полёты в Гамбург, Вену, Прагу, Гавану, а на внутренних линиях - в Алма-Ату, Новосибирск, Минеральные Воды, Сочи, Симферополь, Сухуми, Ереван, Свердловск, Красноярск, Хабаровск, Абакан, Норильск, Новый Уренгой, Южно-Сахалинск. В сентябре 1981 года экипаж Героя Советского Союза Г.Н.Волохова на Ил-86 установил 18 мировых рекордов.

Всего в 1977-1995 годах изготовлено 103 самолёта Ил-86. Половина из них продолжает эксплуатироваться в 9 авиакомпаниях России ("Аэрофлот", AJT, ВАСО, "Евразия", "Ист-Лайн", "КрасЭйр", "Уральские авиалинии", "Пулково", "Сибирь"). После распада СССР часть самолётов кроме России досталась Армении, Казахстану и Узбекистану. 3 самолёта приобрёл Китай. 2 самолёта брала в аренду пакистанская авиакомпания "Хаджвайри Эйрланз". В настоящее время прототип Ил-86 является экспонатом музея авиации в Киеве.

Назад