Самолет Як-42.

   

Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта Як-42 началась в ОКБ А.С.Яковлева в конце 1972 года. Он предназначался для замены Ил-18 и Ту-134. При работе над проектом использовался опыт создания пассажирского самолёта Як-40, а так же опыт ведущих самолётостроительных фирм мира. Проектирование велось из условий эксплуатации на слабооснащённых аэродромах вдали от АТБ. В 1975 году было завершено изготовление первого прототипа с крылом со стреловидностью 11° по линии четвертей хорд. 6 марта 1975 года он впервые поднялся в воздух. По результатам испытаний было решено увеличить стреловидность крыла до 23°, применить двухосные колёсные тележки основных стоек шасси. Серийное производство началось в 1979 году на авиазаводах в Саратове и Смоленске. В 1980 году самолёт получил сертификат типа и началась его эксплуатация в гражданской авиации. 22 декабря был выполнен первый рейс с пассажирами на борту.

Начало эксплуатации Як-42 было успешным, но 28 июня 1982 года произошла катастрофа, после которой весть парк был на полтора года поставлен на прикол. Здесь сказались ещё и неприязненные отношения между министром ГА Б.П.Бугаевым и А.С.Яковлевым. После устранения конструктивных недостатков самолёт был вновь допущен к полётам.

Як-42 показа себя надёжным и простым в эксплуатации самолётом. Хотя произошло ещё несколько аварий и катастроф, но виной тому были навигационные и пилотажные ошибки экипажа. Создававшийся для внутренних линий, самолёт в настоящее время активно используется для международных перевозок, так как силовая установка легко укладывается в нормы по шуму на местности. На Як-42 установлено 6 мировых рекордов скороподъёмности.

Производство Як-42 продолжается. На 2003 год изготовлено 188 самолётов всех модификаций. Поставлялся на экспорт на Кубу (4 самолёта) и в Китай (2). Самолёт брали в аренду различные авиакомпании Европы и Азии. Самолёты Як-42Д используются МЧС в качестве летающих пунктов управления. После распада СССР кроме России имеется в Казахстане, Молдавии и на Украине. На 2004 год в эксплуатации находилось 112 самолётов (79 в России и 33 за рубежом).

Назад