Модификации.
Ми-1У (первоначально ГМ-2). Учебный двухместный вариант Ми-1 с двойным управлением и расположенными рядом местами пилотов. Создан в 1950 г., строился серийно. Ми-1Т. Модернизированная базовая модель Ми-1, созданная в 1953 г. по опыту первых лет эксплуатации машины. Обозначение Т ("трехсотчасовой") означало, что ресурс основных частей вертолета довели до 300 ч. Кроме того, двигатель АИ-26ГРФ заменили более совершенным двигателем АИ-26В с взлетной мощностью 575 л.с. расширили двери кабины, установили стабилизатор и противообледенительную систему. В Польше имел обозначение SM-1/300. Двухместный учебный вариант Ми-1T назывался Ми-1ТУ (SM-1Sz). Ми-1 палубный. В 1954 г. два Ми-1T были переоборудованы для эксплуатации в Арктике и базирования на ледоколах. Ми-1ТКР (первоначально Ми-1КР). Созданная в 1955 г. на базе Ми-1 первая модификация артиллерийского корректировщика. Оснащалась наблюдательными приборами, аэрофотоаппаратом и дополнительными средствами связи. В серии с 1956 г. Ми-1НХ. Первая специальная гражданская модификация для народного хозяйства, созданная на базе Ми-1T в 1956 г. Осталась в единственном опытном экземпляре, так как в качестве базы для такой модификации было решено использовать вертолет Ми-1М. Польские вертолетостроители выпускали гражданские варианты Ми-1T и Ми-1А под обозначением SM-1. Ми-1 противолодочный. В середине 1950-х гг. ВМФ СССР предпринял попытку использовать Ми-1 в качестве противолодочного вертолета, но мощность двигателя АИ-26В оказалась недостаточной для подъема специального поискового и бомбового оборудования. Ми-1 войсковой укладчик телефонных линий связи. Создан в 1957 г. на базе Ми-1T. Ми-1А (SM-1/600). Освоение в производстве лопастей с цельным лонжероном из холоднокатаной трубы послужило основой для создания в 1957 г. новой базовой модели Ми-1А (первоначальное заводское обозначение Ми-IP - ресурсный). Ресурс агрегатов Ми-1А составлял 600 ч. Кроме того, модель отличалась от Ми-1T использованием электромеханических триммеров управления вместо пружинных, усовершенствованным приборным оборудованием и бортовым узлом крепления дополнительного топливного бака. Двухместный учебный вариант носил обозначение Ми-1АУ, а соответствующая модификация артиллерийского корректировщика - Ми-1АКР. Ми-3. Созданная в 1954 г. по заказу Вооруженных Сил санитарная модификация Ми-3 представляла собой значительно более глубокую модернизацию исходного Ми-1, чем упомянутые ранее Ми-1Т и Ми-1А. Она отличалась новым четырехлопастным несущим винтом, более комфортабельной кабиной, измененной конструкцией фюзеляжа, подвесными легкосъемными боковыми гондолами для перевозки больных и раненых. Ми-3 был рекомендован в серию, однако из-за сложности освоения в производстве одновременно трехлопастного и четырехлопастного винтов его внедрение было остановлено. Ми-1М. Созданный в 1957 г. с использованием опыта постройки и доводки Ми-3 этот вертолет отличался от Ми-1А помимо боковых узлов крепления съемных гондол и контейнеров менее "курносой" передней частью фюзеляжа (под верхним обтекателем носовой части была расположена система вентиляции кабины), увеличенными габаритными размерами и большим комфортом кабины, всепогодным оборудованием, тормозами колес, багажным отсеком и некоторыми другими конструктивными особенностями. В Вооруженных Силах Ми-1М использовался в качестве связного, транспортного и санитарного и в свою очередь стал основой для создания двухместного учебного вертолета Ми-1МУ и разведывательно-корректировочного Ми-IMPK. В Польше Ми-1М назывался SM-1W. Ми-1МГ (Ми-1Г). Два Ми-1М, оснащенные поплавковым шасси, получили обозначение Ми-1МГ (Ми-1Г) и были направлены в 1958 г. на суда китобойной флотилии "Слава". После модернизации в 1963 г. они получили название Ми-1КФ. Ми-1HX (Ми-1MHX). Ми-1М послужил в 1957 г. базой для создания новой модификации для народного хозяйства Ми-1МНХ. Она разрабатывалась на основе опыта постройки Ми-1НХ в следующих пяти вариантах: пассажирский с трехместным задним диваном, санитарный с боковыми съемными гондолами, почтовый с подвесными контейнерами, сельскохозяйственный, перегоночный с дополнительным бензобаком. При использовании для опрыскивания и опыления растений сельскохозяйственный вариант оснащался боковыми баками аэропыла и штангами опрыскивателей. В серийное производство и эксплуатацию Ми-1МНХ поступил под обозначением Ми-1НХ и с 1959 г. стал называться "Москвич". С начала 1960-х гг. особенностью всех серийных Ми-1М и Ми-1НХ стали форсированные двигатели АИ-26ВФ, цельнометаллические лопасти и гидроусилители системы управления. Ми-1МУ вооруженные. Двухместный Ми-1МУ послужил базой для создания ряда модификаций для Вооруженных Сил. В 1958 г. по бокам вертолета на кронштейнах были установлены две кассеты с 12 турбореактивными снарядами ТРС-132. В 1959 г. появились варианты, оснащенные пехотными пулеметами, 100-кг бомбами и контейнерами различного назначения, а также первая в СССР модификация с противотанковым комплексом "Фаланга" с двумя (или четырьмя) управляемыми ракетами. В 1961 -1962 гг. противотанковый вариант Ми-1МУ, оснащенный четырьмя ПТУР ЗМ-11 комплекса "Фаланга", успешно прошел государственные испытания и был рекомендован на вооружение. Но из-за отсутствия в то время четких представлений о необходимости винтокрылых машин такого назначения в серийное производство запущен не был. Созданные спустя три года вооруженные варианты Ми-1МУ с ПТУР комплексов "Фаланга" (4 ракеты) или "Малютка" (6 ракет) на вооружение не поступили из-за свертывания серийного производства Ми-1. Среди нереализованных модификаций Ми-1 следует упомянуть проект шестиместного вертолета ГМ-3 двухвинтовой продольной схемы с винтовыми установками от Ми-1 и двигателем АИ-226 (на базе АШ-62), проект палубного Ми-2 со складывающимися лопастями и концевой балкой, проект В-5 (Ми-5) с газотурбинным двигателем (1957 г.) и проект пятиместного Ми-1 для войск специального назначения (1960 г.). SM-1S и SM-1D. Ми-1T (SM-1/300) послужил польским конструкторам в 1959 г. базой для создания собственных санитарной SM-1S и краново-монтажной SM-1D модификаций. Кроме того, варшавский Институт Лесничества использовал Ми-1 для испытания новых авиаприборов, нефтеразведывательного оборудования, буксировки планеров и т.д. В 1971 г. в этом центре польской авиационной науки на SM-1/300 было установлено трапециевидное крыло размахом 8 м и проведены обширные исследования такой схемы винтокрылатого ЛА. SM-2. Ми-1 послужил также основой для создания в 1959 г. польскими конструкторами модернизированного вертолета SM-2, отличавшегося увеличенной пятиместной кабиной с широкими сдвижными боковыми дверями. Место четвертого члена экипажа располагалось справа от кресла пилота. SM-2 строился ограниченной серией. |