Схема и конструкция вертолета Як-24.

   

Для уменьшения вредного влияния переднего несущего винта на задний последний был установлен со значительным превышением над передним. Несущие винты имели перекрытие, т.е. лопасти заднего несущего винта при вращении проходили над лопастями переднего. Основу тяжелого вертолета составлял длинный фюзеляж почти квадратного миделевого сечения, благодаря внешнему виду которого Як-24 получил название "летающего вагона". Силовой конструкцией фюзеляжа была ферма, выполненная из сварных стальных труб. В передней части она закрывалась дуралюминовой, в средней - полотняной, а в хвостовой - смешанной обшивками. Средняя часть базировалась на четырех ферменных опорах колесного шасси, идентичных по конструкции. К ней на болтах пристыковывались передняя и задняя части фюзеляжа. Грузовая кабина размерами 9,37x1,95x1,92 м занимала основной объем средней части. Она первоначально позволяла перевозить 19 десантников на откидных боковых сиденьях либо военную технику или груз общей массой 2 т (в перегрузочном варианте - 3 т). В санитарном варианте 12 носилок устанавливались в два яруса по бокам кабины. Впоследствии носилки стали размещать в три яруса, и их число возросло до 18. С каждого борта кабины располагались по шесть окон. Для загрузки, выгрузки и десантирования предназначались левая боковая дверь и задний грузовой люк с откидывающимся трапом, по которому колесная техника самостоятельно въезжала в кабину. Кроме того, в средней части пола имелся люк с электрической лебедкой грузоподъемностью 200 кг для загрузки и выгрузки на режиме висения. Передняя часть фюзеляжа включала в себя хорошо остекленную кабину экипажа, отсеки радиооборудования и двигательный. Кресла летчиков располагались рядом, а между ними находилось место техника-стрелка, который в боевой обстановке мог вести обстрел цели в передней нижней сфере из турельного крупнокалиберного пулемета ТКБ-481 (А-12,7). В двигательном отсеке был установлен четырнадцатицилиндровый АШ-82В, который передавал мощность на главный редуктор Р-5 переднего несущего винта через промежуточный редуктор и муфты включения и свободного хода. Рядом с двигателем находился передний топливный бак объемом 750 л. Задняя часть фюзеляжа представляла собой килевидный несимметричный пилон над грузовым люком. В нем располагались двигатель, топливный и масляный баки, а также главный и промежуточный редукторы заднего несущего винта. По бокам пилона стояли плоскости V-образного (угол наклона 45°) управляемого стабилизатора. В ходе летных испытаний для лучшего парирования разворачивающего момента на задней кромке пилона был добавлен вертикальный триммер. Передний и задний топливные баки соединялись трубопроводом. Промежуточные редукторы также были связаны между собой длинным синхронизирующим трансмиссионным валом, проходившим над потолком грузовой кабины. Там же проходила и длинная жесткая проводка управления. Она включала в себя множество тяг, качалок и других элементов. Для обеспечения управления по всем трем каналам без применения летчиком больших усилий и устранения передачи нагрузок с винтов на ручки управления в проводку были включены гидроусилители (основные и резервные), а также инерционные демпферы и пружинные триммеры. Гидроусилители системы управления циклическим шагом были включены по обратимой схеме, а системы общего шага - по необратимой. Резервные гидроусилители работали от отдельной гидросистемы.

Назад