Сельскохозяйственный вертолет Ка-26.

   

В начале 60-х годов ОКБ Н.И.Камова было поручено разработать вертолёт для сельского хозяйства, который мог бы использовать различные комплекты сельскохозяйственного оборудования. Учитывая то, что сельхозработы носят сезонный характер, было решено делать универсальный вертолёт, который можно было бы быстро конвертировать для перевозки пассажиров или грузов, а также использовать в качестве крана для монтажных работ. Работы по созданию вертолёта, получившего обозначение Ка-26, возглавил заместитель главного конструктора М.А.Купфер.

Для Ка-26 была выбрана оригинальная компоновочная схема летающего шасси, к которому могли крепиться различные комплекты навесного оборудования. В качестве силовой установки было решено использовать проверенные на Ка-15 и Ка-18 поршневые двигатели АИ-14, но увеличив их количество до двух. Традиционная для ОКБ соосная схема обеспечивала высокий КПД винтов на режиме висения и малых скоростей полёта, характерных для сельскохозяйственного вертолёта, а также интенсивное разбрызгивание химикатов воздушным потоком от винтов. Впервые в мировом вертолётостроении лопасти несущих винтов были выполнены из стеклопластика. В 1965 году был изготовлен первый прототип. 24 мая лётчик-испытатель В.И.Громов провёл на нём первое висение, а 18 августа состоялся первый полёт по кругу. В 1966 году на международной выставке сельскохозяйственных машин и оборудования Ка-26 был удостоен золотой медали. В 1967 году он демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже. Ка-26 успешно прошёл испытания и был сертифицирован по американским нормам лётной годности FAR-29 (первым из отечественных вертолётов). Серийное производство было организовано в январе 1969 года на вертолётном заводе в Кумертау.

Ка-26 может применяться в качестве сельскохозяйственного, транспортного (6 пассажиров или 900 кг груза), санитарного (2 больных на носилках, 2 сидячих больных с сопровождающим медработником), лесопатрульного (оборудуется лебёдкой ЛПГ-150 для спасательных работ), летающего крана, корабельного спасательного (с баллонетами для посадки на воду, лебёдкой ЛПГ-150-МЗ, лодкой ЛАС-5МЗ, радиостанцией "Коралл", телекамерой), патрульного для ГАИ (с громкоговорителями, лебёдкой, телекамерой).

Серийное производство продолжалось до 1977 года. Всего изготовлено 816 вертолётов Ка-26 всех модификаций. 257 вертолётов поставлено на экспорт в 13 стран мира. Ка-26 применялся в основном для гражданских целей, но в Болгарии и Венгрии использовался и в ВВС. На Ка-26 установлено 5 мировых рекордов. Дальнейшим развитием вертолёта стал Ка-126 с ГТД.

Назад