Ударный вертолет Ми-28.

   

Ещё во время разработки Ми-24 и у заказчика, и у разработчика появились новые идеи относительно дальнейшего развития боевых вертолётов. Уже в Постановлении СМ СССР от 6 мая 1968 года о создании Ми-24 предусматривалась, в числе прочего, и разработка на его основе перспективного винтокрылого штурмовика. Он уже не предназначался для перевозки десанта, должен был иметь большую скорость, хорошую устойчивость и маневренность. Уже к концу года был готов первый проект Ми-28, но по ряду причин в жизнь он тогда воплощён не был.

В 1972 году, когда в США полным ходом шли исследования по программе вертолёта штурмовика AAH, конструкторы МВЗ им. М.Л.Миля под руководством М.Н.Тищенко вернулись к разработке боевого вертолёта. Ведущим конструктором по Ми-28 ("изделие 280") был назначен М.В.Ольшевец. К этому времени командование ВВС сформировало основные требования к вертолёту. Основными задачами его должны были стать: поддержка сухопутных войск, борьба с танками, сопровождение вертолётных десантов, борьба с вертолётами противника. Конструкторы выполнили аэродинамические, прочностные и весовые расчёты, разработали несколько вариантов силовых установок, схем и компоновок. В 1973 году был построен макет Ми-28 в варианте винтокрыла с двумя несущими винтами и толкающим пропеллером.

В середине 70-х годов заказчик пересмотрел концепцию применения вертолёта: вместо действия на относительно большой высоте и скорости была предложена тактика действий на малой высоте с огибанием рельефа местности. В связи с этим конструкторам пришлось разрабатывать новые варианты схем и компоновок. После сравнительного анализа наиболее перспективной была выбрана классическая одновинтовая схема. Для силовой установки было решено использовать освоенные промышленностью двигатели ТВ3-117. Для повышения боевой живучести применено дублирование агрегатов с максимальным их разнесением и взаимным экранированием, защита более важных агрегатов менее важными, комбинированное бронирование. При проектировании необходимо было решать широкий круг задач, поэтому к работе были привлечены специалисты ЦАГИ, ВИАМ, НИИАС, ЛИИ, ГНИКИ ВВС, коломенского КБ машиностроения, ЦКБ "Сокол", раменского КБ приборостроения.

К 1976 году основные черты нового вертолёта были, в основном, сформированы. В это время все работы возглавил зам. главного конструктора А.Н.Иванов. Ответственным ведущим был назначен М.В.Вайнберг, в подчинении у которого была целая группа ведущих конструкторов, отвечающих за отдельное направление программы. 16 декабря 1976 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке вертолётов Ми-28 и В-80 (Ка-50) на конкурсной основе. Так как конкретного задания от ВВС не было, КБ получили полную свободу действий. МВЗ приняло опробованную в мире концепцию двухместного боевого вертолёта с чётким разделением функций между членами экипажа. От размещения членов экипажа рядом сразу отказались и применили опробованную на Ми-24 схему "тандем". В ходе проектирования было построено множество макетов, в том числе 6 полноразмерных, позволивших отработать оптимальную компоновку.

Эскизный проект был закончен к концу 1977 года. Полтора года ушло на согласование с заказчиком всех аспектов ТТЗ. В 1979 году началось рабочее проектирование. Для отработки агрегатов было создано 54 стенда, использованы летающие лаборатории на базе Ми-24 и Ми-8. В августе 1980 года было принято решение о строительстве 2 прототипов. В 1981 году был готов образец для статических испытаний, а в июле 1982 года - лётный 10 ноября 1982 года лётчики-испытатели Г.Р.Карапетян и В.В.Цыганков выполнили на Ми-28 первое висение, а 19 декабря 1982 года - полёт по кругу. 20 декабря начался первый этап государственных испытаний, продолжавшийся до 1984 года. Затем прототип поступил в ГНИКИ ВВС на второй этап испытаний. В сентябре 1983 года был готов второй лётный прототип, на котором в конце года начались испытания систем вооружения. В феврале МАП приняло решение о подготовке серийного производства на заводе "Прогресс" в Арсеньеве, но в октябре заказчик сделал выбор в пользу В-80 и завод был переориентирован на его производство.

В сентябре 1985 - августе 1986 года на Гороховецком полигоне состоялись сравнительные испытания В-80 и Ми-28. На испытаниях были подтверждены заявленные характеристики Ми-28, но заказчик своего мнения о не изменил. Но работы по Ми-28 было решено продолжить. 14 декабря 1987 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о завершении работ по Ми-28 и начале серийного производства на Ростовском вертолётном заводе. На базе вертолёта было решено разрабатывать модернизированный "дневной" Ми-28А и "ночной" Ми-28Н. Ми-28А впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в Ле Бурже в 1989 году. В том же году первый прототип Ми-28 впервые был показан во время авиационного праздника в Тушино.

На вертолёте Ми-28 возможно выполнение фигур высшего пилотажа: петли Нестерова, бочки, переворота с последующим разворотом. Всё это даёт возможность лётчику уходить от противника. Габариты вертолёта позволяют перевозить его без разборки в самолёте Ил-76. Приборное и навигационное оборудование позволяет пилотировать вертолёт днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Конструктивные решения и компоновка агрегатов обеспечивают автономность ведения боевых действий с площадок вне аэродрома в течение 15 суток. Трудоёмкость технического обслуживания по сравнению с Ми-24 снижена в 3 раза.

Назад