Боевой вертолет Ка-50 «Черная акула».

 

Разработка боевого вертолёта В-80 в ОКБ им. Н.И.Камова началась в январе 1977 года под руководством главного конструктора С.В.Михеева. В работе широко использовался опыт создания проектов боевых вертолётов В-50 и В-100. При определении облика В-80 были разработаны три варианта аэродинамической схемы: поперечная, схема винтокрыла и соосная. Первые две обладали неудовлетворительными массогабаритными характеристиками и конструкторы остановились на традиционной для ОКБ соосной схеме.

Для облегчения вертолёта было решено отказаться от штурмана-оператора вместе со средствами его защиты и жизнеобеспечения. При этом для совмещения одним членом экипажа функций лётчика и штурмана было решено широко использовать средства автоматизации боевых процессов (внедрение систем автоматизации началось ещё на Ка-25 и Ка-27). Для отработки концепции одноместного боевого вертолёта специалистами ГосНИИАС и ЦНИИТМ был разработан ряд стендов, на базе Ка-29 была построена летающая лаборатория с имитацией одноместной кабины.

Разработка прицельно-навигационного комплекса была поручена ленинградскому НПО "Электроавтоматика". В целях снижения боевых потерь была реализован принцип "длинной руки" (дальность действия вооружения вертолёта должна превышать дальность действия систем ПВО противника). В качестве основного вооружения была принята противотанковая УР "Вихрь", разработанная в тульском КБ приборостроения. Много внимания уделено повышению боевой живучести: двигатели разнесены по бортам, применено бронирование, экранирование важных систем менее важными, заполнение топливных баков пенополиуретаном, увеличен диаметр тяг управления и т.д. Впервые на серийном вертолёте применено катапультное кресло (разработка НПО "Звезда"). Вопросы технического обслуживания отрабатывались совместно с НИИЭРАТ. К работе над вертолётом привлекались также специалисты других организаций: ЦАГИ, ЦНИИ точного машиностроения, 30 ЦНИИ МО.

Эскизный проект В-80 был представлен в мае 1981 года. В июне 1982 года завершено изготовление первого прототипа. 17 июня лётчик-испытатель Н.П.Бездетнов впервые выполнил на нём висение, а 23 июля - первый полёт по кругу. В августе 1983 года к испытаниям присоединился второй прототип. Заводские испытания завершились в июле 1984 года. В сентябре 1985 - августе 1986 года на Гороховецком полигоне состоялись Государственные сравнительные испытания В-80 и Ми-28. По их результатам было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проведении государственных испытаний и запуске В-80 в серию на Арсеньевском заводе "Прогресс". В июле 1988 - июне 1990 года на 4 прототипах прошли лётно-конструкторские испытания. В мае 1991 года в Арсеньеве выпущен первый серийный В-80. Впервые публично вертолёт продемонстрирован в феврале 1992 года в Мачулищах. В августе того же года он демонстрировался на "Мосаэрошоу" в Жуковском, а в сентябре - на авиасалоне в Фарнборо. Государственные испытания (с перерывами) продолжались до августа 1993 года. В середине 1993 года начались войсковые испытания в Торжковском ЦБП. В августе 1995 года вертолёт под обозначением Ка-50 принят на вооружение Российской армии.

Распад СССР и кризис в экономике привёл к резкому снижению темпов производства авиационной техники. В настоящее время армейская авиация России располагает 12 вертолётами Ка-50.

   Назад